Воспитание детей в мусульманской семье. Особенности мусульманского воспитания Воспитание ребенка в мусульманской семье

Посланник Аллаха сказал: «Самое ценное, что дает отец своему ребенку, - хорошее воспитание».(Ат-Тирмизи) Человечество вступило в ХХ век с величайшими научно-техническими достижениями: освоением космоса, изобретением радио, телевидения, компьютера и т. д.

Однако, прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение.

Здоровое и развитое общество, прежде всего, заботится о человеке. Оно стремится воспитать и поддержать в нем добрые начинания и искоренить стремление ко злу и разрушению.

Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в этом направлении, ибо это наше будущее. О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: «О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни» (сура «Запрещение», аят 6).

Также Посланник Аллаха сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад).

Таким образом, Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей.

Тяжесть этого груза заключается в том, что дети доверены нам Всевышним, и в Судный день мы будем отвечать за них перед Аллахом. Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок.

Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Религиозный. Здесь мы подразумеваем приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.

Иман - это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.

Столпы ислама - это поклонение в форме аш-шахадата, намаза, поста, аз-заката, аль-хаджа и т. д.

Принципы шариата - это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества.

Все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. По словам Абу Хурайры, Посланник Аллаха сказал: «Все дети рождаются в фитре (врожденное состояние веры в Единого Бога)-родители их делают христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари). Фитра означает, что все дети появляются на свет, готовыми принять все. Иными словами, ребенок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, именно родители дают детям представление об окружающем мире, выбирают им религию. Поэтому именно они несут ответственность за будущее ребенка перед Всевышним Аллахом.

2. Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.

Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: «Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность».

О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: «Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их» (Абд-ар-Разак).

В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

3. Физический. Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.

Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье, с точки зрения ислама, одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал: «Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый». Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

4. Интеллектуальный. Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению религиозными знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка Всевышний говорит: «Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Толпы», аят 9). Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай» (Муслим).

5. Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нем нет ненависти, зависти или неприязни.

6. Социальный. Задача этого аспекта - приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом: "…поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя".

7. Половой. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком.

Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания - прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.

Таковы некоторые аспекты исламского воспитания, и опыт мусульманских стран убедительно показывает его благотворность и эффективность.

О чем мечтает каждая мама-мусульманка? Конечно, о том, что бы ее чадо выросло мусульманином. Но в современном обществе так сложно справится с этой задачей. Ведь ото всюду на молодое поколение льется поток информации, которая противоположна той, что мы стараемся сообщить детям дома. И модель поведения, которую навязывают ребенку в детском саду и школе, так сильно отличается от той, которую старательно прививаем ему мы. Так что же делать, чтобы не потерпеть фиаско в осуществлении этой важнейшей в нашей жизни задачи.

Современных мусульманских мам можно разделить на две группы: первая - те, кто исповедуют ислам с момента рождения ребенка, раньше или одним двумя годами позже. Вторая - мамы, которые принимают ислам, уже имея достаточно сознательную личность в лице своего ребенка.

Начнем со второй группы. Если вы относитесь к ней, то все, что будет написано ниже для группы первой, применять можно, но гораздо менее интенсивно.

Часто приходится наблюдать, как принявшие ислам дамы начинают активно и радостно насаждать его в своей отдельно взятой ячейке общества. И если у мужа еще хватает сил сопротивляться излишне активным жениным наездам, то дети такой свободой не обладают. При этом такие мамы как-то забывают, как долго и постепенно происходило их обращение в веру, для них уже очевидно, где истина и как надо жить. И вот ребенку начинает прививаться новое и, несомненно, правильное. Вводится цензура на телепрограммы, на компьютерные игры, появляется большое количество новых запретов и обязанностей. Девочкам начинает внушаться необходимость ношения платка в школе и прочие обязанности...

Глядя на это все, хочется крикнуть: «Остановитесь!» Поймите: чем старше ваш ребенок, тем тяжелее воспринимает он все новое. Мама для него - островок стабильности в таком изменчивом и неприветливом мире. С него довольно уже того, что вы так сильно изменились за последнее время. Дайте ему привыкнуть. Особенно если ваше сокровище пребывает в подростковом возрасте. Не испытывайте его психику. Постепенно ваш ребенок привыкнет к новому в вас. Хорошо если вы постепенно и понемногу начнете ему рассказывать о том новом, что вы открыли для себя. Помните, что внутри вас эти изменения начались уже давно. Постепенно, если вы не будете перегружать ваше чадо информацией, свойственное возрасту любопытство возьмет верх и оно само начнет задавать вопросы. Вам тоже нужно время, что бы подготовить ответы на них. Ведь вы сами недавно приняли ислам, ваши знания еще далеко неполны...

Полезно будет для вас ходить в гости к мусульманкам, у которых тоже есть дети. Посещать общественные мероприятия. Пусть ваш ребенок подружится с мусульманскими детьми - через них он сам станет ближе к исламу. Это родит у него новые вопросы. Он сам спросит вас, почему Амина носит платок, почему Умар читает намаз вместе со всеми и в какую такую школу ходит Ринат, умеющий читать и говорить по-арабски. А вот когда ислам станет уже привычным явлением для вашего ребенка, тогда и настанет время воспользоваться советами для первой группы, которые будут опубликованы ниже. К сожалению, приходится встречать семьи, где родительские ошибки, сделанные в самом начале, привели к потере контакта с ребенком и как следствие к вырабатыванию у него отрицательного отношения к религии. Это сложно преодолеть впоследствии, поэтому будем мудры и терпеливы. Но не забывайте: стоять на месте тоже непростительно, обязательно надо прививать ребенку нормы и культуру ислама, не стоит оправдывать свое бездействие. Мудрости вам и терпения!

Однако вернемся к первой группе. Ваш ребенок еще не зачат, а вы уже мусульманка. Когда стоит начинать религиозное воспитание в таком случае? Большинство книг и успешных мам советуют начинать уже с утробы. Многие женщины, будучи беременными, ставят кассеты с Кораном и сами читают вслух для своего животика. И это дает свои позитивные плоды. Есть мнение, что если классическая музыка в этот период развивает интеллект и творческие задатки, то прослушивание Корана развивает душу малыша, а она у него есть уже после 40-го дня в утробе. Разумеется, продолжать религиозную практику следует и после рождения, ибо она - начало религиозного воспитания вашего ребенка.

Вот советы некоторых мам, которые активно занимаются проблемой детского воспитания.

Лейла. Начав с утробы воспитывать своего сына, я не прекращала делать это после его рождения. Я ставила ему кассеты с записями Корана. Но чаще читала сама, так как мой голос для него приятен и привычен. Совершая ежедневную пятикратную молитву (намаз), я клала его рядом на специальном коврике для намаза, и он наблюдал за моими действиями. Вскоре он стал пытаться повторять за мной основные движения. Тогда же я начала ему объяснять, что мы делаем намаз ради Аллаха, сейчас ты кувыркнулся лицом в коврик - это называется суджуд. Постепенно я стала совершать намаз вслух, чтобы он мог увидеть, что я не просто шевелю губами, но и говорю определенные фразы. Дуа (обращение к Всевышнему с просьбами) после намаза я тоже читала вслух и не только на арабском, но и на русском языке. Также он наблюдал религиозную практику отца. Постепенно ему был выделен личный коврик для намаза. Сейчас нашему сыну три года. Он активно изображает, привычные движения на коврике для намаза каждый раз, когда слышит азан или видит, что мы встали на молитву. Старается делать это в коллективе. После еды мы вместе читаем дуа, и если вдруг забудем это сделать, наша кроха напомнит нам. Однажды во время рамадана, заметив, что мы прислушиваемся, есть ли азан, и потом читаем дуа, он запомнил, что при азане следует поступать именно так. Теперь каждый раз, услышав азан, он читает дуа и требует этого от других. Когда мы сидим в гостях, мой сын часто вбегает в комнату с криками: «Азан, азан, мама, читай намаз». Все мои друзья знают, что нам надо давать два коврика для намаза: один мне, второй сынишке. Он часто видит, как я читаю Коран, при нем я делаю это вслух. Он тоже берет его, садится рядом и шевелит губами, водя пальчиком по строчкам. Я никогда не прогоняла сына со своего коврика, даже если он мешал, ведь ребенок не нарушает намаза. Я хотела, чтобы его впечатления о маме, совершающей намаз, были положительные. Помимо прочего, я посещаю с ним детские мероприятия для мусульман. Он еще мало, что понимает там, но я делаю это, чтобы он привык к такому обществу и к такому отдыху. Я не знаю, кем станет мой малыш, это ведомо только Аллаху, но я убеждена, что ислам для него - образ жизни, а это хорошее начало религиозного воспитания. И, разумеется, я знаю, что только Аллах может вырастить моего сына мусульманином, я же только создаю причины. Поэтому я не забываю просить Его за религиозное будущее для моего ребенка.

Саида (этническая мусульманка). Наша мама всегда совершала намаз. Но, будучи детьми, мы не знали, что она делает. Она прибегала с работы, брала коврик и выгоняла нас из комнаты, чтобы не мешали. Она исполняла и другие предписания ислама, отмечала мусульманские праздники. Но нам никогда не объясняли смысла этих мероприятий. Я слышала, как мама произносит слова молитвы, но пока не выросла, не знала, что они означают. Так и получилось, что росла я вроде при исламе, в мусульманской семье, но ислам до сих пор связан у меня с воспоминаниями о маме и детстве, ислам все еще далек от меня. Я не знаю его, для меня он чужой.

Еще одна сестра мусульманка, пожелавшая не называть своего имени. У нее трое детей, к воспитанию которых она подходит со всей ответственностью. Она не работает, но при этом принимает активное участие в жизни московской общины. Духовное воспитание детей в этой соблюдающей предписания своей веры семье тоже началось с рождения. Поэтому ислам для детей - образ жизни. Каждый день детям рассказывается про Аллаха, читаются детские книги на религиозные темы. Для каждого ребенка своя программа - ведь все они разновозрастные. Младшие видят, как входит в жизнь старших религиозная практика, и тоже стремятся стать большими и начать совершать намаз. С каждым ребенком мать индивидуально занимается чтением Корана. Что бы освободить время для домашних дел, моя собеседница придумала записывать на кассету небольшие уроки для своих детей, и когда она занята приготовлением пищи или уборкой, дети слушают эти записи. Также они посещают различные мероприятия и общаются с детьми других мусульман. Постепенно, где-то с шести семи лет, намазы становятся обязательными для детей. Дети моей знакомой начинали с совершения одного намаза и потом постепенно добавляли по одному, доходя таким образом до пяти. После намаза все: и мама, и дети читают вслух дуа на русском языке. Это сближает семью. Слышать, о чем просят Аллаха твои дети, и поучительно, и помогает понять, насколько хорошо они понимают религию, веру в Аллаха… При всем этом важно, что мама не забывает, что дети будут жить в обществе немусульман и прикладывает усилия, чтобы они были частью и этого общества. Она водит их в кружки, дружит с родителями в школе, строит позитивные отношения с классными руководителями. Конечно, как и все мусульманские родители, она мечтает о детских садах и школах для мусульман, потому что вопросы халяльного питания, и позитивного примера сверстников важны в воспитании детей. Разумеется, ей тоже больно и неприятно видеть как часто школа и улица прививает детям совсем не те жизненные принципы, которые полезны для них. Но моя собеседница не сдается, ведь она знает, что на все воля Аллаха и надеется на Его помощь.

Фатима. Ее дочери сейчас 18. Мать не старалась очень уж активно растить из дочери религиозно практикующую мусульманку. Она считала, вырастет - сама найдет себя в религии. Не настаивала на платке и длинных юбках, разрешала проводить время на шумных подростковых вечеринках. Она очень боялась потерять контакт с дочерью, боялась, что дочери будет тяжело быть не такой, как все. Она была лояльной мамой. Иногда ей удавалось уговорить дочь пойти вместе в мечеть. Иногда они читали вместе намаз. Но у девушки не было подруг мусульманок. Круг ее общения был ограничен школой. А там царят совсем другие правила, отличные от общества мусульман. Постепенно дочь стала смотреть на маму как на чудачку, далекую от жизни фанатичку. Так учило ее то окружение, в котором она вращалась. Илам и мусульмане далеки от нее сейчас. Хотя конечно есть надежда, что семена веры, которые удалось все-таки посеять материнской руке, когда-нибудь прорастут по воле Аллаха, но сейчас этой маме тяжело видеть, каким путем идет ее единственная дочь.

Вот лишь несколько историй и советов. Разумеется, в одной статье сложно ответить на архи сложный вопрос: как вырастить мусульманина в немусульманском обществе? Здесь не существует универсального рецепта. Я лишь поделилась опытом своих знакомых. Хотелось бы услышать ваши истории, как решаете эту проблему вы сами и ваши подруги. Ибо, обмениваясь советами и пожеланиями, мы постепенно набираемся опыта и мудрости.

Арабо-мусульманское воспитание и образование в самых своих истоках было связано с назидательным чтением и арабской литературной традицией. Слово «литература» (адаб) по-арабски означает также «воспитание, воспитанность, вежливость, учтивость, благопристойность». Писатель, литератор (адиб) непременно должен был быть воспитанным и просвещенным человеком. Таким образом, литература издревле выполняла в арабо-мусульманском мире очень важную воспитательную функцию. По характеру своих знаний адиб отличался от алима (ученого). Различия между ними подчеркивал арабский энциклопедист Йакут (1179–1229): «Разница между адибом и алимом заключается в том, что адиб берет от каждой вещи лучшее и соединяет это в одно целое, а алим старается познать какую-нибудь одну отрасль знания и достигнуть в ней совершенства» . Одним из наиболее ярких представителей традиции адаба был Абу Осман Амр ибн Бахр (775–868), известный под прозвищем аль-Джахиз («Пучеглазый»). Как отмечал историк арабской литературы И. М. Фильштинский, «аль-Джахиз был выдающимся ученым, человеком энциклопедических знаний. Один лишь перечень принадлежавших ему сочинений включает около 200 названий, из которых около 30 полностью сохранились до наших дней, а многие другие дошли в отрывках. Среди них труды по философии и богословию, социологии и экономике, истории и географии, естествознанию и химии, минералогии и математике. В эпоху, когда арабо-мусульманская наука только складывалась, он попытался собрать все положительные знания как традиционно арабского происхождения, так и те, которые являлись продуктом греческой научной и философской мысли» .

Достичь своих воспитательных и образовательных целей адибу помогало умение занимательно и красочно рассказывать. Обращаясь к читателю, аль-Джахиз писал: «Если мы сумеем заинтересовать тебя серьезными, правдивыми и доходчивыми доводами, чтобы оживить мысль и отточить разум, то сумеем также развлечь тебя разными пустяками, забавными историями и необычными рассуждениями. И очень часто, приводя какие-нибудь стихи, герой или автор которых отличается чрезмерной глупостью, так что читатель веселится и смеется, находя эти слова смешными, мы достигаем того, чего не достигли бы, приведя все редкостные изречения и употребив всю мудрость… И если ты из тех, кто склонен испытывать скуку и утомляться, то все это даст отдых твоему уму и восстановит силы, и ты снова вернешься к изучению серьезного, прогнав скуку и оживившись» .

Благодаря адабу постепенно возникла и сформировалась мусульманская интеллигенция, игравшая в классический период исламской цивилизации исключительно важную роль в общественной и культурной жизни. Один из видных авто ров того времени Абдаллах ибн аль-Мукаффа (около 720 - около 756 года) написал две книги «Малый адаб» и «Большой адаб». Первая из них адресована широкому кругу образованных читателей и призывает их к самоусовершенствованию, исправлению своих недостатков и обузданию порывов. По мнению автора, «только разумная умеренность ведет человека к счастью» . «Большой адаб» имел целью воспитание правителей и придворных. «Особое место [в этой книге. - М. Р.] ибн аль-Мукаффа отводит ученому советнику правителя. Поскольку правителям свойственны такие же порывы, что и юношам, только сведущий мудрец-советник может уберечь их от ложных шагов. Мудрец обязан воспитывать царя словом, наставлять в мудрости и предотвращать его несправедливые действия. Слова ученых-мудрецов должны быть обязательными для правителей, дабы те не стали тиранами. Ученые - это врачи, которые призваны исцелить душу правителей от недугов тщеславия, властолюбия и жестокости, алчности и любви к насилию. Они должны воспитывать в правителях благородство и великодушие. Под их влиянием правитель должен стать внимательным к нуждам подданных и установить для них справедливые законы» .

От адаба перейдем ко второму важнейшему элементу мусульманского воспитания и образования - знанию. Понятие «знание» (араб. «илм») всегда было структурообразующим в мусульманской цивилизации. Неслучайно известный американский востоковед Франц Роузентал, посвятивший специальную монографию анализу этой концепции в средневековом исламе, назвал ее «Торжество знания». В своем труде он подчеркивает, что «в исламе концепция знания приобрела значительность, которой нет равных в других цивилизациях» . По мнению Роузентала, «если мы взглянем… на ислам, то обнаружим, что метафизическое, этическое и научное знание, а сверх того - знание как мощное орудие общества, не всегда были представлены в равной мере, но они всегда существовали и действовали. Они рассматривались как часть одного человеческо-божественного атрибута, называемого “знание”, который управлял всеми человеческими и божиими деяниями. Знание не осознавалось ничем подобным народами христианской Европы в Средние века, независимо от тех частных целей, которые преследовали их интеллектуальные усилия» .

Несмотря на то что «философия знания» играла издревле весьма важную роль в исламе, само понятие «знание» («илм») трактовалось прежде всего как механический процесс собирания знания, а не как поиск нового. Плоды знания рассматривались как вечные и неизменные; их необходимо было только собрать, а поэтому исследовательская функция познания не выдвигалась на передний план . В традиционной мусульманской системе образования прежде всего развивается память, в основе основ лежит заучивание наизусть Корана, хадисов (рассказов из жизни пророка Мухаммада), различных комментариев к священным текстам и т. п. В результате «в начальной школе дети учили наизусть Коран, а в мечети студенты - комментарии наставников. В итоге у многих ученых развивалась феноменальная память. Так, один из них, пересказывая наизусть 30 000 хадисов, делал только три ошибки. В то же время лишь немногие развивали способность к оригинальному научному поиску и созданию новых идей» .

Интересное описание традиционных представлений об ученом человеке, характерных для сельской местности в Египте, дает египетский исследователь Хамед Аммар: «Ученый человек сегодня оценивается здесь в зависимости от того, что он знает из Корана и сколько хадисов он может процитировать, а также сколько пословиц и образных выражений он может привести в качестве аргумента в споре. Неудивительно, что из примерно двадцати образованных религиозных людей в деревне пять хорошо известны, благодаря своему отличному знанию наизусть Корана, двое - благодаря знанию наизусть многих стихов шейхов суфийского братства Накшбандия (они стали, таким образом, его руководителями в деревне), в то время как двое других заслужили всеобщее признание как знатоки стихов и заговоров, предотвращающих сглазы. Если кто-либо говорит, что он хорошо знает о какой-либо вещи, личности или событии, то с лингвистической точки зрения это означает, что он “запомнил это наилучшим образом”. Автор [Аммар. - М. Р.] склонен полагать, что мусульманская культура… подчеркивает и поощряет начетническое знание, запоминание наизусть и страсть к перечислению. Существует много подтверждений этого в повторяющихся элементах приветствий, разговоров, стихотворений или хорового пения, ритуалов мистических зикров , а также в необходимости знать 99 эпитетов Аллаха и 33 имени пророка [Мухаммада. - М. Р.] и традиционного заучивания наизусть Корана в куттабе [начальной мусульманской школе. - М. Р.]» .

Традиционное обучение в высших учебных заведениях, например в знаменитом мусульманском университете аль-Азхар (Каир), мало чем отличалось по своей сути от учебы в куттабе. Различались сроки: чтобы самому стать наставником, студенту требовалось не меньше восьми лет обучения. Если он не имел достаточно обеспеченных или могущественных покровителей, его положение было весьма неприглядным и незавидным. Вот как оно описывалось в автобиографии одного из таких студентов: «Он посещал школу ежедневно до полудня, там он слушал объяснения наставников и участвовал в обсуждениях. Когда он возвращался в свое жилище, то бывал настолько голоден, что, не имея ничего лучшего для еды, собирал дынные корки, брошенные на землю, вытирал с них пыль и съедал то, что оставалось в них съедобного. Однажды он наткнулся на своего товарища, занятого тем же самым. Каждый из них пытался скрыть от другого свою нужду, но теперь они объединились, вместе собирали и мыли дынные корки. Так как они не могли позволить себе купить лампы или свечи, то учили тексты наизусть в лунные ночи, а в безлунные повторяли их, чтобы не забыть» .

Автобиография, из которой взят этот отрывок, написана в XVII веке. Однако самое любопытное заключается в том, что этот текст удивительным образом совпадает с духом автобиографической повести «Дни» замечательного арабского мыслителя Тахи Хусейна и характерными особенностями жизни и обучения студентов аль-Азхара в начале XX века, о которых подробно и с большим знанием дела рассказал знаменитый египетский гуманист. Даже в начале XX века сила инерции в стенах аль-Азхара была настолько велика, что мусульманским реформаторам типа Мухаммеда Абдо было в них трудно ужиться. Среда аль-Азхара вытолкнула его как инородный элемент и вновь погрузилась в полудремотное сонное состояние, в котором неподвижная масса знания медленно передается от поколения к поколению, но практически не возрастает. Таха Хусейн, мыслитель нового типа, был вынужден уйти из аль-Азхара и перейти в открывшийся тогда светский Каирский университет, одним из первых докторов которого он впоследствии стал. Однако именно Таха Хусейн дал блестящее описание учебной атмосферы аль-Азхара:

«Мальчик [т. е. сам Таха Хусейн. - М. Р.] любил аль-Азхар в этот момент, когда молящиеся расходились с молитвы зари и расходились со слезами дремоты в глазах, чтобы сесть кружком около той или этой колонны и поджидать одного или другого профессора, а затем слушать у него урок предания, или экзегеза, или “корней”, или догматики. Аль-Азхар в этот момент был спокоен; в нем не поднимался еще тот особенный гул, который наполнял его с восхода солнца до молитвы вечера. Там можно было слышать только разговоры, которые шепотом вели собеседники. Иногда можно было услышать юношу, что читал Коран спокойным, ровным голосом. Иногда он проходил около молящегося, который не захватил собрания или и захватил его, но продолжал сверхдолжную молитву, после того как завершил обязательную. Иногда ты слышал то здесь, то там профессора, который начинал свой урок вялым голосом того, кто проснулся от сна, совершил молитву, но еще не ел ничего, что бы возбудило в его теле энергию и силу. Он говорил голосом спокойным, мягким, немного прерывающимся: “Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и привет над благороднейшим из посланников, господином нашим Мухаммадом и над семьей его и над сподвижниками его всеми. Сказал автор, да помилует его Аллах Всевышний и направит на пользу нам его науку. Аминь!” Учащиеся слушают этот голос спокойно и вяло, напоминая в этом спокойствие и вялость их шейха» .

Такая атмосфера и сегодня характерна для многих классических мусульманских медресе. Это не значит, что в наши дни в мусульманской системе воспитания и образования не происходит перемен. Однако традиционная система по-прежнему демонстрирует свою жизненность и удивительную способность к регенерации.

Особенно сильно это заметно в сфере семейного воспитания, основанного на традициях повсеместно распространенной в арабо-мусульманском мире патриархальной семьи. Ее главной особенностью является резкое разделение полов по их социальным и социально-психологическим функциям. Разница в поведении полов настолько очевидна, что можно говорить о формировании мальчиков и девочек, юношей и девушек в двух мало соприкасающихся, почти параллельных мирах. «В этом обществе невозможно себе представить свободное общение обоих миров или допустить, что то, что позволяется одному полу, позволено и другому… Мужчину, который нечасто общается с приятелями вне дома, презрительно именуют “кухонным человеком”, в то время как женщину, часто покидающую свой дом, называют заблудшей. Мужчины собираются для беседы вне дома, а женщины только внутри» . Эта особенность воспитания детей отчетливо выражена в конкретной языковой норме: в арабском языке отсутствуют слова «ребенок», «дитя», одинаково приложимые к детям как мужского, так и женского пола, встречаются только отдельные обозначения либо мальчиков, либо девочек. Когда отца хотят спросить, сколько у него детей, вопрос ставится так: сколько у него сыновей и сколько дочерей. Когда рождается мальчик, в семье бывает настоящий праздник; рождение девочки, как правило, встречают спокойно, как совершившийся факт . Такая разница в подходе связана с тем, что патриархальная семья воспроизводит себя только по мужской линии. Арабская пословица, ведущая свое происхождение от стоянки бедуина, гово рит: «Только юноши возводят палатки вокруг главной палатки». О девушках есть другая пословица: «Девушка разрушает домашний очаг своей семьи, она создает его для кого-то другого» . Вместе с тем в рамках мусульманской патриархальной семьи издавна действуют социальные и социально-психологические механизмы, охраняющие права женщин и девушек. Хотя радость по поводу рождения сыновей и подчеркивается обычно больше, все же для нормального функционирования семьи необходимо равное количество мальчиков и девочек, т. к. в условиях патриархальной системы брачных отношений между крупными семьями нередко осуществляется своего рода натуральный обмен женихами и невестами. Естественно, в этом случае сестры представляют собой живой капитал для своих братьев. Если в семье, где до этого рождались лишь одни сыновья, вдруг рождается девочка, то ее рождение вызывает настоящий восторг. Такую девочку называют «госпожой своих братьев» .

Говоря о вопросах воспитания, следует иметь в виду особенности половой идентификации в подростковом возрасте. По мнению известного социолога И. С. Кона, «первичная половая идентификация - своеобразный стержень целой системы самооценок, посредством которой индивид определяет степень своего соответствия традиционным представлениям о половой принадлежности (насколько полноценно воплощены в нем черты мужчины или женщины)» . Хамед Аммар так пишет об этом важном этапе в развитии мусульманской молодежи: «Половые органы становятся теперь предметом особого внимания, и подростки начинают заботиться о том, как сидеть и что они могут носить. Понятие стыда связано главным образом с бесчестьем на сексуальной почве или неверностью в брачных отношениях. Это то, что, прежде всего, возникает в сознании [подростков. - М. Р.] в данной связи и включает в себя все запрещенные непристойности от пустякового нарушения этикета до наиболее серьезных, с точки зрения морали, проступков. Первое реальное эмоциональное ощущение стыда приходит вместе с чрезмерной стыдливостью, вызванной осознанием половых органов. Для всех подростков (мальчиков и девочек) разговоры о сексе представляют табу, им запрещено также говорить на эту тему с родителями и другими взрослыми. Целомудрие как моральный и религиозный идеал требует избегать каких-либо стимулирующих и возбуждающих контактов с противоположным полом. Для девочек-подростков не считается хорошим тоном бросать на мужчин притягательные взгляды и тем соблазнять их» .

Роль девушки в рамках традиционной мусульманской семьи в основном сводится к помощи матери по домашнему хозяйству и уходу за младшими братьями и сестрами. Положение юноши, как правило, более свободно, но он тоже зависит от власти главы семьи, поскольку «и мужчина, и женщина принадлежат к семье отца, т. е. они пользуются покровительством своего дома, и дом должен что-то получать от них. Если мужчина работает вне дома, он не может сам по своему усмотрению зарабатывать и расходовать деньги, но должен отдавать их главе семьи (отцу, старшему брату и т. д.), который и распределяет их» .

Брак в патриархальной мусульманской семье рассматривается как завершающий акт в воспитании молодого поколения, который должен способствовать укреплению семьи и рода в целом, поэтому роль родителей, семьи в момент выбора жениха и невесты является определяющей.

Иногда в переполненном автобусе (трамвае, троллейбусе) приходится наблюдать такую сцену - молодой человек скажем так, нерусской наружности, уступает место старшим. Да, действительно, отличительной чертой мусульманского воспитания является проявление уважения к старшему поколению. Но это лишь один из немногих постулатов мусульманского воспитания, которые находят свое применение в жизни. Что же такое исламское воспитание и как воспитать мусульманина в России?

Откровение Всевышнего Аллаха устанавливает основные правила социального поведения мусульман, предписывающие, в том числе и почитание своих родителей, уважение к учителям, воспитателям и просто к людям старшего возраста. Особенность ислама заключается еще и в том, что он не разделяет "духовное" и "мирское", и следование канонам веры проявляется в реальной жизни. Основы религиозного мироощущения мусульманин получает, прежде всего, в семье.

Мусульманская семья, помимо всего прочего, основана на принципах ответственности всех членов семьи друг перед другом. Конечно, наибольшая ответственность лежит на муже и отце. Он должен стараться обеспечивать достаток в семье, содержать тех, кто находится под его покровительством (жена, дети, а часто и родители, и младшие родственники). За благосостоянием семьи следит мать, и именно на нее возложена ответственность личным примером привить детям общепринятые нормы исламской нравственности и обучить их основам мусульманского вероучения. Вместе с тем, оба родителя несут ответственность перед Всевышним за воспитание своих детей. Ведь согласно исламской доктрине в Судный день об этоv они будут спрошены своим Творцом. Именно поэтому воспитанию детей в исламе уделяется такое большое значение.

Исламской мудростью родителям предписывается воспитывать детей до 21 года. Причем, для более успешного воспитания, это время рекомендовано поделить на три равных периода по семь лет. Арабская пословица гласит, что ребенок перед своими родителями - что пустая тарелка - что в нее положишь, то в ней и будет.

Исламское воспитание детей в немусульманской стране задача не из легких. Работающие родители не могут отдать ребенка в исламский детский сад - социальная мусульманская инфраструктура недостаточно развита. Если же в такой ситуации у родителей нет возможности воспитывать ребенка дома, то это может стать реальной проблемой. Ведь в обычном детском саду много моментов, на первый взгляд незаметных, противоречащих духу ислама. Во-первых, это питание. Конечно, в детских садах уверяют, что не кормят детей свининой, но при этом забывают, что ведь в сосисках и йогуртах содержатся запрещенные для мусульман продукты. Во-вторых, личная гигиена мусульманина отлична от той, что присутствует в детских садиках. Мусульмане после каждого посещения туалета совершают омовение. В-третьих, поскольку Россия - это все-таки христианская страна, очень часто уроки детского творчества переплетаются с религиозной христианской традицией - детишки раскрашивают яйца на пасху или рисуют сцены рождества Иисуса. При всем уважении к другим религиям, мусульманину не дозволяется следовать другим религиозным обрядам. И, конечно, лучше оградить подрастающего мусульманина от такого несовпадения духовных традиций. Что же может стать компромиссом в такой ситуации? Одна моя знакомая сама устроилась нянечкой в детский сад и работала там до тех пор, пока оба ее ребенка не доросли до школьного возраста. У нее была возможность и контролировать спорные моменты, и способствовать полноценному развитию детишек. Но тут уже каждой маме самой решать, подходит ли ей этот вариант. Еще одной альтернативой, на мой взгляд, могут стать мини- садики. Как правило, с воспитателем и с няней в таких группах можно договориться о том, что допустимо для вашего ребенка, а что - нет.

Но, как уже отмечалось, идеальным вариантом для воспитания ребенка-мусульманина является домашнее. Если вы в состоянии объяснить ребенку вопросы веры в доступной для него форме - отлично. А если ваши знания недостаточны, некоторые моменты являются для вас непонятными - можно обратиться в мечеть или в воскресную школу при мечети. Обычно, на таких курсах занимаются всей семьей, но есть специальные группы и для самых маленьких.

Воспитание в семье предполагает, что малышу (до семи лет) последовательно и в доступной форме объясняют основы веры. И, конечно, в таком возрасте необходим пример для подражания. Если для родителей важно, чтобы их ребенок вырос мусульманином, они должны сами придерживаться норм ислама. Соблюдение традиций и обрядов, следование этическим исламским нормам - это лучшее, что могут дать ребенку родители-мусульмане. В возрасте от 10 лет, согласно заветам пророка Мухаммада, нужно приобщать детей к молитве. В этом возрасте нужно не только информировать ребенка о канонах веры, но и разъяснять их сакральный смысл. Как и в любой семье, очень важно не потерять доверие ребенка, авторитет. Праведный путь - непростой выбор даже для взрослого человека. А формирующаяся личность находится в еще больших сомнениях. Родители должны быть компетентны в тех вопросах, которые ставит перед ними ребенок, а если готового ответа нет, не должны бояться признаться в этом, предлагая вместе выяснить истину, обращаясь к первоисточникам.

Также очень важно вырастить полноценную личность, интегрированную в общество. Но тут точки зрения родителей мусульман разделяются. Одни, опасаясь неблагоприятного влияния и воздействия вольных нравов, стремятся, чтобы дети росли в исключительно исламском окружении, обучались в мусульманской школе, общались с единоверцами. Другие отмечают, что такие <тепличные условия> могут в будущем навредить маленькому мусульманину, когда выяснится, что ребенок не знает, как вести себя вне исламской среды, не готов к диалогу с немусульманами и к пропаганде исламских ценностей. Мусульманские дети - это часть общества, необходимо прививать им гордость своей верой и уважение к последователям других религий. Ведь сказал пророк Мухаммад: "Нет принуждения в религии".

Подростковый возраст - это пора проблем. Если же говорить о внутрисемейных отношениях, то необходимо заметить, что 14-летний мусульманин уже обладает правом голоса в своей семье. Конечно, его мнение не всегда будет последним - окончательное решение принимают все-таки родители, и в идеале ребенок с уважением к этому относится. В этом возрасте подрастающему человечку с муками идентификации необходим круг друзей-единоверцев. Задача родителей помочь в создании такого круга. Как? Очень просто - достаточно брать своих детей на пятничную коллективную молитву. Но не стоит что-то навязывать ребенку, диктовать ему свои условия. Уважение к старшим - это правило ислама, которым нельзя злоупотреблять. Только указывать и требовать безоговорочного послушания - это не исламский метод воспитания, это чисто восточные традиции, которые, к сожалению, приводят к самым нежелательным результатам.

Конечно, исламское воспитание имеет свои особенности по ряду причин. Но, как и в любой семье, родители-мусульмане должны быть друзьями своим детям. Наверное, нет универсальных рецептов того, как воспитать ребенка мусульманином. Пророк Мухаммад сказал: "Самое ценное, что может дать отец своему ребенку - это хорошее воспитание". А это означает, что миллионы последователей ислама на планете Земля ответственно относятся к тому, как воспитываются их дети.

Нурзида Бенсгиер

Ислам - вторая по количеству людей, исповедующих ее, религия в мире. Она регламентирует все сферы жизни человека, и в первую очередь семейную, которая является для мусульман приоритетной. Рождение ребенка в исламе - очень важное событие. Это не только великое счастье и милость, дарованная Аллахом, но еще и огромная ответственность для родителей, задача которых - вырастить достойного мусульманина. Как по исламским канонам нужно воспитывать ребенка, какие права и обязанности имеет он сам, его отец и мать, какие обряды выполняются после появления младенца на свет? Обо всем этом расскажем в статье.

Сунна

Основным источником, в котором изложены принципы и правила воспитания ребенка в исламе, является религиозное предание, посвященное жизни пророка Мухаммада. Им должны руководствоваться все благочестивые родители-мусульмане, чтобы воспитать малыша в духе исламских традиций и привить ему необходимые моральные и религиозные нормы.

Священные слова

Не нужно совершать какой-то специальный обряд для того, чтобы ребенок принял ислам, так как, по Корану, он уже рождается мусульманином.

Однако сразу после появления малыша на свет необходимо прошептать ему 2 слова, имеющих сакральное религиозное значение: азам и икамат. Первое говорится в правое ухо, а второе - в левое. Они закрепляют принадлежность новорожденного ребенка к исламу и обеспечивают ему защиту от злых, порочных сил. Эти священные слова должен произнести отец либо другой уважаемый мусульманин.

Грудное кормление

Перед первым грудным вскармливанием рекомендуется проделать следующую процедуру: смазать верхнее небо ребенка фиником, предварительно разжеванным матерью или отцом. Считается, что так быстрее сформируется сосательный рефлекс и эффективнее в младенческий организм будет поступать грудное молоко. Финик можно заменить изюмом или медом.

Кормить грудью младенца следует в течение 2 лет. Это является правом новорожденного, которому молоко матери необходимо для полноценного формирования организма и выработки иммунитета. В 2 года малыша переводят на обычное питание, так как материнское молоко теряет свою ценность.

Обрезание

Обрезание крайней плоти у мальчиков, или хитан, - одна из древнейших мусульманских традиций. В Древнем Египте эта процедура являлась частью обряда инициации - перехода из состояния юноши в статус мужчины. Упоминание о ней находим также в Ветхом Завете.

Согласно исламской религии, после обрезания мальчик попадает под покровительство и защиту Аллаха, обретая единение с Богом.

Однако этот обряд имеет не только религиозное, но и практическое обоснование. Большинство мусульман проживают в жарком климате, поэтому такая операция важна и в гигиенических целях.

Нет единой точки зрения относительно того, когда надо проводить процедуру обрезания. Главное, чтобы она была проведена до совершеннолетия ребенка. У каждого народа, существуют свои временные рамки. С психологической точки зрения лучше сделать это как можно раньше, чтобы не нанести ребенку сильной травмы и чтобы организм быстрее восстановился. Наиболее распространена практика делать обрезание на 8-й день после рождения крохи.

Выполняться операция может как дома, так и в клинике. Последний вариант, конечно же, предпочтительнее. Оперировать ребенка должен человек, который не только является квалифицированным доктором, но также и правоверным мусульманином.

Имя ребенка

Имя ребенку дается обычно на 7-й день жизни. Однако допустимо нарекать детей сразу после их появления на свет.

Выбор имени ребенка в исламе очень важен. Желательно, чтобы оно имело религиозное значение. Рекомендуется называть детей в честь пророков и благочестивых мусульман, почитаемых в Коране. Особой любовью пользуются имена с приставкой "абд", что означает "раб", но только если второй частью слова будет одно из наименований Пророка. Например, Абдулмалик, которое переводится как "раб Владыки". В то же время нельзя дать ребенку имя самого Господа - оно может быть присуще только Всевышнему (например, Халик - Творец).

На сегодняшний день самое распространенное мусульманское имя - Мухаммад (в честь великого пророка), а также его различные формы - Магомед, Махмуд и другие.

Первая стрижка

Через 7 дней с момента рождения ребенка бреют налысо. Затем волосы взвешивают, и, в зависимости от их массы, родители должны пожертвовать такое же количество золота или серебра беднякам. Правда, сегодня используют для этого современные деньги. Если у ребенка мало волосиков или совсем нет, тогда родители дают милостыню в том размере, в котором могут себе позволить (исходя из своего материального положения).

Жертвоприношение

Чтобы воздать благодарность Аллаху за подаренного ребенка, совершается жертвоприношение животного: 2 барана - за мальчика и 1 - за девочку. Сваренное мясо раздается нищим в качестве подаяния, либо им угощаются все родственники, а также акушерка, которая принимала роды.

Роль отца и матери в воспитании детей

Воспитанием детей должны заниматься оба родителя, уделяя этому процессу достаточное количество своего времени. Однако до 7 лет в отношении мальчиков и часто до совершеннолетия девочек эту функцию выполняет в основном мать. Во-первых, женщины по своей природе более мягкие, ласковые и терпеливые. А во-вторых, отец занят зарабатыванием денег, ведь финансовое обеспечение семьи лежит целиком на его плечах. Даже если супруги развелись, все равно до совершеннолетия мужчина должен полностью содержать всех своих детей.

Принципы воспитания детей

Считается, что ребенок приходит в этот мир абсолютно чистым и безгрешным. Поэтому все до совершеннолетия умершие дети в исламе попадают в рай, так как у них изначально добрая, светлая душа.

Ребенок, согласно мусульманской вере, представляет собой белый лист бумаги, на котором можно нарисовать все что угодно. Следовательно, ответственность за то, каким он вырастет, лежит целиком на родителях. От того, как они воспитают свое чадо, какие моральные и религиозные принципы в него вложат и насколько будут их подкреплять собственным поведением, зависит, какой личностью их ребенок станет.

Воспитание должно быть в первую очередь религиозным, в духе мусульманских традиций. С раннего возраста необходимо рассказывать детям про ислам, читать им Коран, учить тем ценностям, которые исповедуют мусульмане. Такие знания приоритетны, но они не исключают и светского образования, на получение которого имеет право каждый ребенок.

  • Дети должны воспитываться в ласке и любви, отношение родителей должно быть мягким и понимающим, особенно пока ребенок не достиг 10 лет. Хотя физические наказания в исламе допустимы, они должны применяться нечасто и не по родительской прихоти, а исключительно в воспитательных целях. Бить ребенка нужно не сильно, чтобы шлепки не причиняли боли и не оставляли никаких следов, к тому же по лицу бить запрещено - это унижает человека и подавляет его личность.
  • Родители собственным поведением должны подкреплять те установки и идеи, которые они взращивают в своих детях. Если мать или отец говорят правильные вещи, а в жизни сами им не следуют, то ребенок будет видеть это противоречие и копировать именно действия своих родителей. Поэтому нужно воспитывать подрастающее поколение прежде всего личным примером.
  • Ребенку надо четко обозначить границы поведения, чтобы он знал, что ему можно, а что - нельзя. Задача родителей - сформировать его нравственные ориентиры. Но правила и запреты должны быть обоснованы, то есть детям нужно объяснять, почему то или иное действие недопустимо или нежелательно.
  • Считается, что у ребенка нет внутреннего стремления поступить плохо - на неблаговидный поступок его может толкнуть или поведение родителей, или окружающие люди могут сбить его с правильного пути. Поэтому необходимо контролировать круг общения своих детей. Особенно сегодня, в эпоху интернета и социальных сетей, для каждого мусульманина важно не поддаться пагубному внешнему влиянию.
  • Родители обязаны одинаково относиться ко всем своим детям вне зависимости от их пола, физических особенностей и других параметров. Они должны уделять им равное количество времени и внимания, заботиться о каждом из них так, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным и не испытывал чувства ревности по отношению к своему брату или сестре. Исключением является инвалидность одного из детей, вследствие которой ему может потребоваться больше внимания и заботы со стороны родителей. Пол ребенка в исламе не имеет никакого значения: мальчики и девочки абсолютно равноценны. Хотя в реальной жизни зачастую дети мужского пола предпочтительнее, особенно для отцов.

  • Воспитывать в ребенке чувство ответственности и уважительного отношения к себе и другим членам общества необходимо с раннего возраста. Этому способствует приучение детей к выполнению домашних обязанностей. Пока ребенок еще маленький, это должны быть простые поручения, например, помыть за собой чашку или вынести мусорное ведро. По мере взросления объем домашней работы должен расти. Так ребенка готовят к взрослой жизни, в которой ему придется выполнять много дел.
  • Запрещено целовать своих детей противоположного пола в губы. Такое проявление нежных чувств допустимо только между мужем и женой. Так, не должно быть таких поцелуев между матерью и сыном, равно как и между отцом и его дочерью.

Дуа за детей в исламе

Дуа - это молитва, посредством которой мусульмане обращаются к Богу с определенной просьбой. Весь перечень текстов содержится в Коране. Касающихся ребенка молитв в исламе много. Верующие просят, чтобы Аллах защитил их детей от болезней, различных бед и невзгод, дурного влияния, чтобы даровал им счастье, благополучие, нравственное и физическое здоровье. Есть дуа, избавляющие малыша от воздействия чужой негативной энергетики, предотвращающие порчу и сглаз. На ребенка в исламе буквально молятся, особенно если он один. Поэтому нет ничего удивительного, что родители взывают к Вышним силам с различными просьбами оградить свое чадо от зла. Православные поступают точно так же.

Права нерожденного ребенка

В исламе ребенок наделяется правами еще до своего появления на свет. Поэтому запрещено убивать уже зародившуюся жизнь, которая была дарована Всевышним. Исламская Декларация прав человека, действующая с 1990 года, закрепляет право ребенка на жизнь с момента его зачатия. Искусственное прерывание беременности возможно только в одном случае - если существует угроза жизни матери. По другим причинам аборты делать нельзя.

Если родители будущего ребенка разводятся или уже разошлись, отец все равно обязан финансово обеспечивать беременную женщину всем необходимым и не имеет права выгнать ее из своего дома до родов.

Государство гарантирует беременным женщинам достойное медицинское обслуживание. Кроме того, в исламе ребенок, еще не появившийся на свет, тоже имеет право на законную долю наследства. В случае смерти его отца "дележ" имущества осуществляется только после рождения малыша.

Права ребенка

Как написано в Каирской Декларации прав человека, ребенок должен получить достойный уход, материальное и медицинское обеспечение. Он имеет право на жизнь, здоровье и образование. Поскольку маленький ребенок абсолютно беззащитен и не в состоянии сам о себе позаботиться, то реализация этих прав - обязанность родителей и государства.

Права подростков

Подростковый период - это промежуточный этап между детством и взрослой жизнью. Его наступление связано, как правило, с моментом полового созревания. Причем у девочек оно начинается раньше, чем у мальчиков, лет с девяти. Однако в исламе половозрелые подростки считаются уже полноценными взрослыми людьми с соответствующими правами и обязанностями. Рассмотрим основные из них:

  • Они несут ответственность за свои действия.
  • Религиозные. Подростки, достигшие половой зрелости, должны соблюдать все посты и совершать молитвы, предписанные Кораном.
  • Право вступления в брак. Создание семьи является обязательным для каждого правоверного мусульманина. Между родителями жениха и невесты заключается брачный договор (в присутствии еще 2 свидетелей). Существует распространенное мнение о том, что девочки должны выходить замуж за того человека, которого им выбрал отец или опекун. Однако это не так. Если девушку не устраивает кандидатура потенциального мужа, она имеет право не вступать в брак. Также молодая женщина может расторгнуть уже заключенный союз, если он был совершен по принуждению. Интимные добрачные отношения для представителей обоих полов Кораном запрещены.
  • Право распоряжаться имуществом также наступает после достижения детьми половой зрелости. При этом мальчикам полагается 2 доли наследства, а девочкам - только одна. Но эта неравноценность компенсируется тем, что все финансовые обязательства по содержанию семьи и будущих детей ложатся исключительно на плечи мужчины. Кроме того, имуществом девочек является также свадебный подарок мужа, которым она имеет права распоряжаться по своему усмотрению.
  • Дети, достигшие половозрелого возраста, должны соблюдать мусульманский "дресс-код", то есть носить одежду, предписанную исламскими религиозными нормами, максимально закрывающую тело.

Воспитание детей разведенными родителями

В идеале мусульманские дети должны воспитываться в полной семье, в которой есть и мама, и папа. Однако в силу различных причин может произойти разрыв супружеского союза, тем более что развод в исламе официально разрешен. И если так случилось, что мужчина с женщиной живут не вместе, это не снимает с них материнских и отцовских обязанностей. Но как в этом случае они осуществляются и распределяются?

Отец обязан до совершеннолетия полностью содержать своих детей, оплачивая все необходимые расходы. Если он умирает или по каким-то иным причинам не может больше исполнять свои финансовые обязательства, тогда эта функция переходит к другим мужчинам его рода.

Мальчики до 7 и девочки до 9 лет, а иногда и до совершеннолетия воспитываются матерью. Однако женщина должна отвечать определенным условиям:

  • быть мусульманкой;
  • быть психически здоровой и не иметь серьезных физических заболеваний, которые могли бы ей помешать исполнять материнские обязанности;
  • не должна выходиться замуж (если только это не брак с человеком, который является родственником ее детей, например, с братом бывшего супруга).

В случае если какое-либо из требований нарушено, тогда первоочередное право на воспитание детей имеет бабушка по материнской линии, а затем - по отцовской.

Ребенок, достигший 7-8 лет (возраста мумайиза), сам имеет право выбрать родителя, с которым хочет проживать. Однако тот обязан быть благочестивым мусульманином, в здравом уме, а если это касается женщины, то она не должна быть замужем за человеком, кровно не связанным с ее ребенком.

Если сын или дочь остаются с матерью, то отец материально продолжает полностью их обеспечивать, а также должен уделять достаточное количество времени общению с ними. Если ребенок остался с отцом, то его новая жена, согласно нормам ислама, детям мужа матерью не становится, однако она не должна ущемлять их права по сравнению с собственными детьми. А родная мать имеет право навещать своего ребенка, когда пожелает.

Усыновление и опекунство

Кораном строго запрещено усыновление. Оно воспринимается как противоестественное деяние, которое уравнивает приемных детей с родными, ущемляя последних в правах. К тому же принятие в семью усыновленного ребенка чревато его близкими контактами с матерью и сестрой, которые не являются ему кровными родственниками.

При этом взятие под опеку ребенка, лишившегося в силу разных причин своих родителей, является благородным поступком. Опекуны должны обеспечить получение осиротевшими детьми должного образования и воспитания в духе исламских традиций. Также такому ребенку полагается 1/3 наследства.

Воспитанию ребенка в исламе с рождения и до совершеннолетия уделяется огромное внимание. Да, дети растут в довольно жестких религиозных рамках. Однако ребенку гарантирована реальная защита со стороны государства и участие в его жизни обоих родителей или их родственников - они прививают детям базовые нравственные ценности и моральные принципы.

Каждый родитель задаётся вопросом о том, как правильно воспитать ребёнка. Некоторые штудируют разные методики, другие пускают всё на самотёк, третьи доверяются интуиции и словам старшего поколения в семье. Не нужно говорить о важности этого трудоёмкого процесса и всей ответственности, которую берут на себя родители. Однако необходимо знать, что же включает в себя воспитание, и какое место в жизни родителей-мусульман должен занимать этот труд.

Посланник Аллаха (мир ему и Его благословение) говорил, что «самое ценное, что даёт отец своему ребёнку, - хорошее воспитание» (хадис передал ат-Тирмизи). И это является самой трудной задачей для каждого родителя, ведь дети, как и богатство, являются испытанием для человека. Отец и мать должны воспитать не просто новое поколение с хорошими манерами, а в первую очередь установить в их сердцах веру во Всевышнего и через свой пример прививать ребёнку качества праведного мусульманина.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) также напутствовал: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведного ребёнка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Абу Дауд).

Поэтому воспитание детей - это не только обязанность родителей, но и их возможность достичь высших ступеней благодаря праведным детям.

Правильно растить детей и заботиться о них (что включает обучение, питание, создание лучших условий для жизни и развития) важно также и потому, что это является для верующих поклонением. Даже поглаживание по голове, похвала, когда ребёнок этого заслуживает, беседы с ним об исламе обернутся для родителей наградой от Аллаха (Субханака уа Тагаля).

Как воспитать идеального мусульманина?

В этом вопросе нет универсальных советов и рекомендаций. Каждая семья, в силу своих возможностей и уровня образованности, широты кругозора и гибкости мышления, выбирает свой путь. Тем не менее, есть некоторые нюансы, учитывая которые можно воспитать, прежде всего, хорошего человека, защитить от неблаготворного влияния, сохранить искренность веры:

1) Мальчики и девочки очень разные не только по физиологической природе, но и в плане психологии. Не стоит применять одни и те же требования к ним, давать одинаковые обязанности и распределять одни и те же задания по хозяйству. Сына в семье должна хвалить мама, а не отец. Ведь именно через мать формируется осознание своей значимости и ценности. Так и с девочками - их должен хвалить отец. Это залог укрепления отношений в семье, а также в будущем повлияет на отношения со спутником в семейной жизни. Известный факт, что именно родитель противоположного пола влияет на наше восприятие и формирование комплексов в отношениях с будущим партнёром или партнёршей. Например, если отец похвалит дочь, какой красивый у неё платок, как ей идёт длинное платье, девочка с двойным удовольствием будет носить хиджаб, что бы там ей ни говорили на улице или в школе.

2) В погоне за привитием исламских знаний не нужно забывать о светском образовании. Строгое изучение только аятов Корана, хадисов, чтение лишь исламских рассказов, обучение в мусульманской школе и запрет на всё, что не связано с исламом, не только не поможет, а даже погубит психику ребёнка в более старшем возрасте. Не стоит изолировать детей от реалий этого мира. Невозможно защитить и огородить от всего греховного, ведь рано или поздно он с этим столкнётся. Избегая говорить о пьяницах, не увидев алкоголиков на улице, ребёнок никогда не поймёт, почему спиртное является харамом. Если встретился такой человек по пути, нужно не уходить, сломя голову, а объяснить ребёнку, кто это и почему он стал таким жалким и противным для всего общества. Всевышний велел людям получать знания от колыбели до могилы, познавать другие народы и их достижения, языки. Это значит, что можно и нужно изучать не только исламские предметы, такие как фикх, сира, тиляват, но и механику, литературу, историю христианских и языческих государств, другие иностранные языки помимо арабского, по возможности путешествовать в самые разные страны. Всё познаётся в сравнении, поэтому только через сравнение ребёнок научится ценить и любить ислам ещё больше.

3) Заставить человека что-либо сделать, особенно ребёнка, пока он мал, конечно, можно. Но будет ли в этом толк? Главное ведь не формальное соблюдение, а искренность. Призывая ребёнка к , а дочку ещё и надеть хиджаб, нет смысла давить на них. Не сейчас, так потом они оставят молитву, откроют аурат, когда родители не будут видеть, когда посчитают, что выросли и стали самостоятельными в принятии решений. Нет ничего хуже, чем вызвать отвращение от ислама. Что бы ни случилось, главный инструмент - это молитва с просьбой к Аллаху наставить на прямой путь, дать правильное понимание религии, укрепить иман и защитить ребёнка от наущения шайтана.

Таким образом, воспитание праведного потомства - трудное испытание для мусульман. Ребёнок - это подарок и счастье для семьи. Но чтобы принять такой дар, нужно быть готовым самому. Поэтому это воспитание ещё и себя, ведь дети всё повторяют за родителями. Воспитание начинается не с рождения маленького человека, а с момента, когда мужчина и женщина уже создали свой мир, когда стали планировать увеличить эту семью.

Необходимо предоставить практический стимул к заучиванию, вызвать интерес. Для начала это могут быть материальные поощрения за занятия. Однако стоит учитывать, что «покупать» ребёнка нельзя, не стоит приучать к этому.

Учиться вместе с ребёнком. Это не только будет служить хорошим примером, но и пойдёт на пользу родителю. К тому же у вашего чада появится чувство соперничества, желание вас превзойти, что является дополнительным стимулом для обучения.

Учить ребёнка в паре с кем-нибудь (друзья, братья или сёстры, соседские дети). Одновременно это укрепит родственные и дружественные отношения, сверстники станут примером и дополнительным стимулом.

Не наказывать, поощрять за каждый выученный урок.

Начинать с изучения лёгких аятов и сур. Не важно количество - важно качество и осознание дела.

Не завышать планку, не сравнивать с другими детьми.

Дать возможность ребёнку играть и заниматься своими делами. Это не отобьёт желание к занятиям, а смена деятельности будет способствовать лучшему запоминанию.

Как научить детей намазу

Всегда брать с собой на молитву или стелить коврик для ребёнка рядом.

Подарить отдельный детский молитвенный коврик и красивую одежду для намаза.

Не требовать, чтобы ребёнок сразу же знал все дуа и суры. Главное - научился повторять движения за имамом или родителем.

Поощрять ребёнка, когда он сам встаёт на намаз. Словесное одобрение должно быть в первую очередь.

Не заставлять и не давить - только призывать.

В 9-10 лет можно вести разговоры о пользе намаза и почему его необходимо выполнять. В более раннем возрасте ребёнок не до конца способен понять глубину вопроса.

Читайте также: