Русский народный русский костюм. Разновидности русской национальной одежды, мотивы в современном костюме Происхождение русского костюма

Нина Мейлун
«Русский народный костюм». Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста

воспитатель группы № 12

Мейлун Нина Викентьевна

МБДОУ ЦРР № 25 «ПЧЕЛКА» г. Смоленск 2014г.

Цель:

Дать представление о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа (Об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах кроя,орнаменте и отделке);

Развивать эстетическое восприятие;

Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России.

Структура беседы:

Рассказ воспитателя по теме;

Рассматривание иллюстраций;

Дидактическая игра «Собери костюм»;

Викторина «Русский костюм».

Рассказ воспитателя по теме:

Народный костюм

Традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно - пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента, а также составом костюма и способом ношения различных его частей.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. - фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Рубаха

Часть русского традиционного костюма.

В крое многих рубах использовали полики - вставки, расширяющие верхнюю часть. Форма рукавов была различной - прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые, с ластовицами или без них, их собирали под узкую обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжете. Рубахи украшали вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле.

Косоворотка

Исконно русская мужская рубаха с застежкой, которая располагалась асимметрично: сбоку (рубаха с косым воротом, а не посередине переда. Воротник - крохотная стойка.

Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти.

Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.

Мужские рубахи:

Косоворотки древних крестьян представляли собой конструкцию из двух полотнищ, которые покрывали спину и грудь и были соединены на плечах 4-угольными отрезами ткани. Все сословия носили рубахи одинакового покроя. Разница была лишь в качестве ткани.

Женские рубахи:

В отличие от мужской косоворотки, женская рубаха могла доходить до подола сарафана и называлась "стан". Женские рубахи несли различный смысл и назывались будничными, праздничными, покосными, ворожбенными, свадебными и похоронными. Женские рубахи шили из домотканины: льна, холста, шерсти, пеньки, конопли. Глубокий смысл закладывался в элементы украшения женской рубахи. Различные символы, кони, птицы, древо Жизни, растительные узоры соответствовали различным языческим божествам. Рубахи красного цвета были оберегами от злых духов и несчастий.

Детские рубахи:

Первой пеленкой для новорожденного мальчика служила косоворотка отца, для девочки рубаха матери. Детские рубахи старались шить из полотна ношеной рубахи отца или матери. Считалось, что сила родителей защитит младенца от порчи и сглаза. Для мальчиков и девочек рубаха выглядела одинаково: полотняная косоворотка длиной до пят. Матери всегда украшали детскую рубаху вышивкой. Все узоры обладали оберегающими смыслами. Как только дети переходили в новый этап, им полагалась первая рубаха из новой ткани. В три года, первая рубаха из новины. В 12 лет в понева для девочек и штаны-порты для мальчиков.

Головные уборы:

Был в истории русской моды и такой головной убор как картуз. Картуз - мужской головной убор с козырьком. Он был создан для лета из сукна фабричной выработки, трико, плиса, бархата, на подкладке.

Картуз приближался по форме к фуражке, но не имел отличительных знаков, указывающих на принадлежность к тому или иному ведомству.

Сарафан:

Сарафан - основной элемент русского женского традиционного костюма. В крестьянской среде известен с XIV века. В наиболее распространенном варианте кроя широкое полотнище ткани собиралось мелкими складочками - прищепом под узкий корсаж на бретелях.

Сарафан - как категория русской женской одежды, знакома современникам не только в России. Мода на них не проходила никогда. Сарафан - длинное платье на бретелях, носившееся поверх сорочки или на голое тело. Сарафан искони считается русским женским костюмом.

Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду. Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих заморских тканей (бархата, шелка и т. д., привезенных из Персии, Турции, Италии. Его украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки.

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Косоклинные сарафаны шили из "волосины" - шерсть овцы, сотканной в черный цвет отваром из ольхи и дуба. Различались праздничные и "буденные" сарафаны. Праздничные на каждый день декорировались по подолу "читаном" ("гайтаном", "гайтанчиком") - тонкой в 1 см тесьмой домашней работы из красной шерсти. Верх украшался полоской бархата. Однако не только шерстяные сарафаны носились каждый день. Как легкая, домашняя одежда бытовая "саян" - прямой сарафан из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам. Молодые носили "красные" или "бардовые" саяны, а пожилые - синие и черные.

В русских деревнях сарафан играл особую роль, по нему можно было узнать о социальном статусе женщины (замужем ли, есть ли дети) и о настроении (были костюмы для праздника и для кручины). Позднее, с приходом к власти Петра I изменился облик богатого русского сословия. Традиционный русский сарафан теперь считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом

правления Екатерины II.

Кокошник:

Название "кокошник" происходит от древнеславянского "кокош", обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника - гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых - драгоценными камнями. Кокошник - старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник - в том числе незамужними.

Сороку назвали так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла. Наверное, именно сорока стала прототипом сегодняшней банданы.

Кокошники считались большой семейной ценностью. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором.

Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили Рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.

Праздничную одежду хранили в сундуках.

В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.

У русской народной одежды многовековая история.

Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками. Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:

Прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов;

Преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке;

Использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мех

Рассматривание иллюстраций элементов русского народного костюма:

южнорусский поневный комплекс;

северорусский сарафанный комплекс;

(рубахи; поневы; головные уборы; обувь; верхняя одежда).

Дидактическая игра «Собери костюм»:

Цель: учить детей узнавать элементы русского народного костюма на таблицах и карточках игры;

Развивать наблюдательность, находчивость; эстетическое восприятие; интерес к русской истории;

Обогащать словарь: сарафан, понева, кокошник, сорока,лапти, сапоги, онучи, душегрея, епанечка и. др

Викторина «Русский костюм»:

Из чего состоял женский костюм на Руси? (сарафан, рубаха, кокошник или сорока, лента, лапти или сапоги);

Что носили на Руси мужчины? (рубаха, порты, картуз, лапти или сапоги);

Что надевали поверх рубахи в холодную погоду? (Кафтан, жилет, полушубок или шубу);

Из чего делали пеленки для новорожденных? (Из одежды родителей т. к. считалось что она защитит от злых духов);

В каком возрасте ребенку шили рубаху из нового холста? (3 года);

Какие узоры использовались для украшения одежды на Руси (растительные, геометрические, символы солнца, оберегающие);

Для чего шили рубахи – долгорукавки? (Для праздника);

Можно ли было отличить богатого человека от бедного по одежде? (Только по качеству ткани и украшениям).

Литература:

Ф. М. Пармон Русский народный костюм как художественно-конструктивный источник творчества. Москва Ленпромбытиздат 1994 год.

Русский национальный костюм - сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона , пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. Русский народный костюм представляет два основных типа - северный и южный. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды .

Отличительная особенность русского национального костюма - большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Русский народный костюм

    ✪ Русский народный костюм

Субтитры

Мужская одежда

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. У русских мужских рубах XVI - XVII веков под подмышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати - нижней. Дома бояре носили горничную рубаху - она всегда была шелковой.

Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка .

Зепь - вид кармана.

Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях . В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник - сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Мужской русский народный костюм отличался мень­шим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из ру­бахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом .

Верхняя одежда

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь , или охабень . Летом поверх кафтана надевали однорядку . Крестьянской верхней одеждой бывал армяк .

Два основных вида русского женского костюма - сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

  • Сарафан - народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
  • Понёва - набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
  • Запона - девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
  • Телогрея - одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
  • Приволока - безрукавная накидка.
  • Шушпан - холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
  • Летник - старинная верхняя женская одежда.

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень , с частыми пуговицами , украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки - женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века - с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.

Ткани

Основными тканями были: посконные и льняные , сукно , шёлковые и бархат . Киндяк - подкладочная ткань.

Одежда знати изготовлялась из дорогих привозных тканей: тафта, камка (куфтырь), парча (алтабас и аксамит), бархат (обычный, рытый, золотный), дороги, объярь (муар с золотым или серебряным узором), атлас , коноват, куршит, кутня (бухарская полушерстяная ткань). Хлопчатобумажные ткани (китайка , миткаль), сатынь (позже сатин), кумач . Пестрядь - ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина).

Развитие русского народного костюма имеет богатую и долгую историю, его составляющие формировались еще в дохристианскую эпоху, в тесной взаимосвязи с архитектурой Руси и языческими верованиями.

Описание русского народного костюма

Женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях. В старину на Руси костюм был одним из проявления народного прикладного искусства и ремесел.

Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья).

Одежда русской крестьянки состояла из такой вот рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота.

Детали русского народного костюма

Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с рубахой, передником, подпоясанным поясом. В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности. В южной части России предпочтение отдавали красному цвету, который имел множество различных оттенков. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.

Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.

Девицы носили обручи (мягкие или твердые) из разноцветных лент. Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы, то замужние дамы заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.

Красота и первозданность, оригинальность и целомудренность народного русского костюма находит отражение и в современном мире, так элементы костюмов в русском народном стиле в последнее время очень актуальны в мировой fashion-индустрии и все чаще появляются на модных подиумах.

Русский национальный костюм можно условно подразделить на костюм Киевской и Северо-Восточной Руси X-XIV веков, костюм Московской Руси XV-XVII веков, народный костюм XVIII – начала XX века. Кроме того, в каждом временном периоде можно выделить костюм, традиционный для простолюдинов, и наряды знатных особ. До принятия христианства в одежде древних славян прослеживаются черты скифского костюма (рубахи, штаны).

Основными материалами для одежды в этот период были лен и шерсть. В X веке под влиянием новой веры в костюме князей и их окружения появляются пришедшие из Византии шелковые туники, плащи-корзно на красной подкладке, в гардеробе их жен и дочерей появляются туники, далматики, драпирующиеся плащи. Одежда знатных особ шилась из дорогих привозных тканей и украшалась золотым и серебряным шитьем, драгоценностями, мехами.

В петровскую и последующие эпохи костюм дворянства сильно меняется и становится уже не русским национальным костюмом, а разновидностью европейского. Только в крестьянской и отчасти купеческой среде сохраняются старые традиции. Мужчины по-прежнему носят рубахи, порты, зипуны и кафтаны, овчинные шубы. Практически не меняется и женский костюм. Основной женской одежды продолжает оставаться рубаха и сарафан.

В разных местностях традиционными являлись разные расцветки и способы покроя сарафанов. В XVIII веке их шили из холста и бязи красного или синего цвета и украшали центральной вертикальной планкой из ленты, кружева, ряда пуговиц, такая же лента пришивалась по низу подола, наверху сарафана, а иногда и под грудью. В XIX веке сарафаны шьют из ситца, кумача, сатина, атласа и других покупных тканей, часто не однотонных, а узорчатых, наверху ткань собирают в мелкие складки. Принадлежностью женского костюма продолжают оставаться и такие предметы одежды, как епанча, душегрея, понева и передник.

Основой женского народного костюма X-XIV веков являлась длинная рубаха с длинными рукавами, украшенная по горловине вышивкой или полосой ткани контрастного цвета. Рубаху никогда не носили просто так, сверху надевали поневу, запону или нагрудник. Понева – это юбка ниже колен, состоящая из трех прямоугольных кусков ткани, соединенных на талии поясом. Поневы обычно шили из яркой цветной ткани.

Запона представляла собой прямое платье без рукавов с круглым вырезом, с разрезами по бокам от талии донизу. Запону подвязывали шнурком. Нагрудник – это верхнее короткое платье с короткими рукавами и круглым вырезом, украшенное по подолу и горловине вышивкой или полосами ткани другого цвета. По головному убору можно было судить о семейном положении женщины. Незамужние девушки носили повязки или обручи, а замужние покрывали голову повойником (что-то вроде платка) и убрусом (куском длинной ткани, который определенным образом обвязывали вокруг головы).

В женском костюме XV-XVII веков тоже появляются некоторые новшества, хотя основой его по-прежнему является прямая длинная рубаха. Поверх нее теперь надевают сарафан – разновидность платья с прямым лифом на бретелях и расклешенной юбкой. Крестьянки шьют его из льняной ткани, а знатные девушки – из шелка и парчи. Спереди сарафана по центру сверху донизу пришивалась полоса широкой тесьмы или расшитой ткани контрастного цвета. Сарафан подпоясывался под грудью. Кроме того, верхней женской одеждой была душегрея – короткая распашная одежда на лямках, с подкладкой или без нее. Душегрею шили из красивых узорчатых тканей и дополнительно украшали по краю расшитой тесьмой.

Купеческие и боярские дочери в это время поверх рубахи носили летник – длинное платье прямого покроя с широкими рукавами, до локтя сшитыми наподобие колокола, а далее просто свисавшими почти до пола. В боковые части платья пришивалось несколько клиньев, за счет чего одежда становилась очень широкой внизу. Воротник и свисавшие рукава богато украшали жемчугом, расшивали золотом и шелком. Теплой верхней одеждой была накладная шубка с длинными рукавами. Телогрея представляла собой длинную распашную одежду с откидными рукавами, застегивающуюся на пуговицы или завязки.

Важным элементом женского костюма был головной убор. Девушки не покрывают голову, а украшают косу цветными лентами и бусами, на голову надевают обручи или венцы. Замужние женщины носят «кички» – головные уборы, состоящие из обруча, матерчатого чехла и украшенного задника. В это же время появляется кокошник – головной убор с плотной передней частью разных форм, богато украшенный золотой и серебряной вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями. Кокошник завязывался сзади на широкие ленты, спереди иногда на лоб и виски спадали драгоценные подвески или бусы. Сзади к кокошнику могли прикреплять тонкие красивые ткани, которые складками спадали до талии, а то и до самого пола. Зимой знатные барышни носили меховые шапки, наподобие мужских.

Традиционной повседневной одеждой простолюдинов в X-XIV веков были рубахи и порты. Рубахи шили из льняной ткани различных цветов или пестряди длиной ниже бедер с цельнокроеными рукавами. Их носили навыпуск и подвязывали на талии цветным шнурком или узким ремнем. По праздникам рубаху дополняли расшитыми зарукавьями и круглыми воротниками.
Порты – это мужские штаны, суживающиеся к низу и подвязывающиеся на талии шнурком. Традиционной обувью крестьян (как мужчин, так и женщин) были лапти, вместо носков в те времена были онучи, полоски ткани, которыми обвязывали ступни и щиколотки. На голове мужчины носили войлочные колпаки.

В XV-XVII веках повседневный костюм крестьян несколько меняется. Так традиционный разрез на горловине мужской рубахи перемещается из центра в левую сторону, а сама рубаха становится короче и получает название «косоворотка». Появляется распашная одежда, застегивающаяся на пуговицы: зипун и кафтан. Зипун представлял собой суконное платье выше колен, чуть расширенное книзу, с узкими рукавами и застежкой встык.

Кафтан – это верхняя одежда длиной ниже колен с длинными рукавами и высоким воротником. Кафтаны знатных бояр обычно богато украшали дорогими тканями, вышивкой, тесьмой или галуном. Верхней зимней одеждой была распашная шуба, длинная, с широкими рукавами и большим воротником на подкладке из соболя, лисицы, зайца, песца, белки, овчины. Сверху шубу обычно покрывали тканью (крестьяне использовали для этого сукно, а бояре – дорогие привозные ткани).

В этот период костюмы феодальной знати и крестьян начинают все больше различаться, и не только качеством тканей и отделкой, а даже покроем одежды. В XV-XVII веках в гардероб знатных особ входят такие предметы одежды, как ферязь и охабень. Ферязь – кафтан особого покроя длиной до пола с длинными рукавами, сшитый из шелковой или бархатной ткани. Ферязь было принято надевать только на одну руку, сильно присборивая при этом длинный рукав, второй же свободно висел позади почти до самого пола.

Охабень тоже представлял собой разновидность кафтана с большим четырехугольным воротником, который свисал на спине, и длинными рукавами, завязывавшимися сзади. Такой кафтан носили на плечах. Оба этих предмета одежды были совершенно неприспособленны к выполнению какой-либо работы и предназначались только для того, чтобы подчеркнуть сословную принадлежность их обладателя.

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.

Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.

При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплекс (северно-русский) и понёвный комплекс(южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие - из шёлка.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями - шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.

Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. У древних славян такие узоры несли смысловую нагрузку.

Сарафан

Сарафан (от иранского слова sеrāрā - значение этого слова примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.

Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.

Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.

Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы.

Понёва

Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной.

Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

В разных регионах понёвы декорировали по-разному. Они также отличались по цветовой гамме. Например, в Воронежской губернии, понёвы богато украшались оранжевой вышивкой и блёстками.

А в Рязанской и Калужской губерниях понёвы были украшены сложными ткаными узорами. В Тульской губернии в основном была понёва красного цвета, а чёрная клетчатая понёва встречалась в Калужской, Рязанской и Воронежской губерниях.

Понёвы были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.

Кроме сарафанов и понёв в русском национальном костюме встречались юбка-андарак и платье-кубелёк . Надо отметить, что эти наряды использовались не повсеместно, а лишь в отдельных регионах и сёлах. Например, платье-кубелёк было отличительной одеждой казачества. Его носили донские казачки и казачки Северного Кавказа. Это было платье, которое надевалось поверх рубахи с широкими рукавами. Под это платье часто носили шаровары.

В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.

Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.

Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.

Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).

Особо хотим обратить внимание, к статье прикрепляем редкие книги по истории Русского Национального костюма:

  • Материалы по истории Русской одежды, том I, 1881 год — Скачать
  • Материалы по истории Русской одежды, том II, 1881 год — Скачать
  • Материалы по истории Русской одежды, том III, 1881 год — Скачать
  • Материалы по истории Русской одежды, том IV, 1881 год — Скачать

  • Русская народная одежда Пармон Ф.М. — Скачать
  • Костюм в России XV — Начало XX века 2000. — Скачать
  • Русская народная одежда Работнова И.П. — Скачать

  • Народная одежда в восточнославянских традиционных обрядах -Скачать
  • Русская народная одежда и современное платье — Скачать
  • Русский народный костюм — Ефимова Л.В. — Скачать

  • Традиционный костюм новгородского края Васильев.. — Скачать
  • Народный костюм Воронежской губернии Пономарев.. — Скачать
  • Поэзия народного костюма Мерцалова М.Н.1988. — Скачать
  • Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма — Скачать
  • Быков А.В. Народный костюм вологодской области — Скачать
  • Гринькова Н.П. Народный костюм Вологодской области — Скачать
  • Гринькова Н.П. Височные украшения в русском народном женском костюме — Скачать
  • Гринькова Н.П. Очерки по развитию русского костюма — Скачать
  • Губанова Е.Н., Ожерельева О.В. Женский костюм — Скачать
  • Зеленин Д.К. Русский народные обряды со старой обувью (1913) — Скачать
  • Иванова А. Северный русский народный костюм — Скачать
  • Каршинова Л.В. Русский народный костюм — Скачать
  • Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского севера — Скачать
  • Маковцева Л.В. Руссский народный костюм — Скачать
  • Решетников Н.И. Народный костюм и обрядность — Скачать
  • Сабурова Л.М. Одежда русского населения Сибири — Скачать
  • Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм — энциклопедия — Скачать

Традиционная русская одежда женщин

Национальная русская одежда не только защищала от холода и жары. Она «рассказывала» о семейном положении своего обладателя, его возрасте, откуда он родом.

Каждый вариант костюма имел характерные детали, особое оформление. Немаловажным был также правильный подбор тканей. Украшения, отделка и покрой носили скрытый символический смысл.

По мнению исследователей русский национальный костюм «сформировался» приблизительно в XII столетии.

И до XVIII века его носили представители всех слоев населения - от бедных земледельцев до богатых бояр и правителей.

После указа Петра I русское традиционное платье уступило место европейскому. Петр был уверен в том, что «простонародный костюм» не подходил для полноценного культурного и торгового обмена с европейцами.

Некоторые ученые считают, что это не было политическим шагом, а представляло собой проявление вкуса правителя. С того времени традиционное русское платье стало «крестьянским» и сохранилось только у представителей соответствующих слоев населения.

Это было закреплено законодательно: за производство и продажу русского национального костюма предусматривались штрафные санкции.

Традиционное русское платье существовало в двух вариантах, праздничном и повседневном. Для обоих характерна так называемая «многосоставность» (наличие нескольких слоев одежды). Силуэт прямой или расширенный книзу (клеш).

Подчеркивать талию было не принято. При выборе тканей предпочитали яркие расцветки.

Русский национальный костюм для женщин мог быть сарафанным и понёвным.

Первый вариант пользовался популярностью в северных областях, второй - в южных. Основой наряда была просторная рубаха. Шили рубахи из натуральных тканей - льна или хлопка. Представительницы обеспеченных слоев населения выбирали более дорогие варианты, например, шелк.

Подол рубахи, а также рукава и область ворота украшали вышивкой, расшивали тесьмой, блестками и пуговицами. Также при шитье применяли узорчатые вставки. Для праздничного костюма готовили рубаху, полностью расшитую спереди плотным орнаментом.

В каждой области существовали свои разновидности узоров и орнаментов, которыми была украшена русская одежда.

Цветовая гамма тоже различалась. В селах и деревнях около Воронежа носили одежду с вышивкой черного цвета, которая смотрелась очень изысканно. В северных и центральных губерниях предпочитали яркие варианты: вышивку вызолоченными или ярко окрашенными нитями из шелка или хлопка. Преобладающими оттенками были красный, синий и черный.

Южный русский национальный костюм состоял из длинной просторной рубахи и поневы (набедренного куска ткани, похожего на юбку).

Такая одежда была обязательной для ношения замужними женщинами. Поневу изготавливали из трех кусков ткани. На подоле располагали вышивку и другие украшения. Ткань выбирали плотную полушерстяную (в отличие от рубахи, которую шили из простого холста).

«Русский народный костюм». Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста

На талии поневу удерживал шнур из шерстяных нитей (гашник). Спереди нередко дополнительно надевали передник. В южных областях рубахи расшивали преимущественно красными узорами.

Элементы вышивки также имели большое значение.Они сообщали окружающим важную информацию о владельце одежды. Например, на рубахах у просватанных девушек можно было увидеть круги, ромбы и крестики.

Некоторые варианты орнаментов имели древнеславянское происхождение и языческий смысл.

Сарафан

Традиционный русский сарафан, как ни удивительно, имеет восточное происхождение. В переводе название этой вещи означает «одетый полностью». Существовало несколько разновидностей сарафанов:

  • Распашные сарафаны носили в уральском регионе. Они имели вид трапеции.

    Шов, соединяющий два куска ткани, располагался впереди. Место скрепления полотен украшали пуговицами или декоративной тесьмой.

  • Глухой сарафан не имел шва впереди. Изготавливали такую одежду из одного тканевого полотнища.
  • Прямые «круглые» сарафаны были очень удобны в носке благодаря своему свободному покрою и наличию наплечных лямочек.

Расцветка сарафанов зависела от предназначения одежды (праздничная или на каждый день).

Самой востребованной была красная, синяя, голубая, бордовая ткань. На обычные сарафаны использовали грубое сукно или ситцевый материал. Для торжественных вариантов выбирали дорогую парчовую или шелковую ткань. Сверху сарафана надевали душегрею (душегрейку) из плотного дешевого материала или же парчи, меха, бархата и тому подобного.

Повседневная и праздничная русская одежда

В русском национальном костюме существовало очень четкое разделение нарядов на праздничные и будничные.

Одежда для ежедневного ношения была очень простой и состояла всего лишь из нескольких элементов (обычно не более 7).

Шили ее из недорогих материалов. Для работы существовали отдельные варианты костюма - прочно пошитые, из плотной ткани, удобные и не стесняющие движений.

Праздничный русский костюм мог включать до 20 разнообразных элементов. Для пошива использовали дорогие ткани: шерсть, парчу, бархат и т.п. Надевали такую одежду только по торжественным поводам, в остальное время бережно хранили в сундуках.

Разновидностью праздничного костюма был обрядовый - для походов в церковь, участия в похоронах, крестинах.

Украшения

Женщины любого возраста издавна любили разнообразные украшения.

Русскую одежду дополняли бусами, роскошными ожерельями, серьгами, подвесками. В зажиточных семьях пуговицы также декорировали вставками из камней, филигранью, изящной гравировкой.

Головной убор тоже считался украшением. Незамужние девушки носили яркие ленты, разнообразные повязки, обручи или же особым образом завязанные платки.

Выйдя замуж, женщина кардинально меняла свой образ. Она полностью прятала волосы под кикой или кокошником с наброшенным сверху платком. Богато декорированные кики и кокошники были частью праздничного наряда, а для повседневного использования больше подходили чепцы-повойники и платки из хлопка или льна.

Русский народный костюм

Платье-кафтан для путешествий и развлечений

Вчера мы смотрели на платья из шарфов, и сегодня мы обратим внимание на платье-кафтан. Эти костюмы имеют много общего. Одежда-кафтан часто изготовлена ​​из легких тканей и мучается воздухом. Именно поэтому эта модель отлично подходит для любителей путешествовать в теплую страну и просто для артистов.

Как выглядит?

В оригинальной версии была туника с длинной лодыжки, широкими рукавами и открытой шеей. В современной версии это платье обычно короче, рукава уже, собака слишком высока. Обычно кошки изготовлены из легких неупругих тканей, таких как муслин, белье или хлопок, хотя иногда происходят роскошные шелковые изменения.



Кафтановая просторная плоская шовная одежда — традиционная североафриканская и восточно-средиземноморская мужская одежда.

В 1950 году Кристиан Диор первым отправил коллекции модной одежды. Позднее Ив Сен Лоран и Рой Хэлстон продолжали развивать тему модных кутантов.

Кафтанс стал популярным в 1960-х годах благодаря редактору Vogue Диане Вриленд, Элизабет Тейлор и многим другим знаменитостям. Все они создали красивые образы и помогли сделать мужскую одежду Коутана объектом элегантного женского гардероба.

Сегодня эту одежду можно увидеть в коллекциях Etro, Alberto Ferretti, Emilio Pucci и многих других.



Кто подходит к костюму-кафтане и как его сочетать

Кафтан — лучший выбор для путешествий в теплую область и море.

Для того, чтобы изображение ощутило расслабление, платье должно дополнять золотые сандалии на плоской подошве или других открытых ботинках. Красивый пояс и длинные серьги помогут превратить ковбоя из пляжной одежды в вечерние мероприятия.

Платье-кафтан украсит любую картину.

Возможно, единственное, что нужно рассмотреть, это расположение образца. Сайт должен располагаться на уровне части тела, которая может визуально увеличиваться.

Это универсальное летнее платье носит богатых посетителей дорогих пляжных курортов и даже просто женщин, которые хотят выглядеть элегантно и расслабленно.

Платья-кафтаны удобные и легкие, поэтому эта вещь необходима в нашем гардеробе, потому что места и развлечения доступны не только летом, но и в течение всего года.

В дополнение к легким рисункам дизайнеры предлагают одежду-кафтан из плотных натуральных тканей. Многие модели украшены краями, сферами, пайетками, вышивкой. Такое платье станет отличным выбором для встречи с новым годом или другим праздником.

Большинство русских рабочих в дореволюционной России были в первом поколении и еще не потеряли связи с деревней, где у них были родственники; Фермеры часто приезжали в город «за работой», которые вернулись домой на урожай.

Несмотря на наступление стратификации, фермеры и рабочие все еще имели много общего в форме мыслей, обычаев и режимов одежды.

Конец XIX. На протяжении веков фермеры на юге России носили традиционную одежду, изготовленную по старым моделям: мужские рубашки и узкие брюки, женская одежда, рубашки, брюки, фартуки и нагрудные знаки.

В городе и вступлении в производство они продолжали носить одно и то же, но изменили условия жизни и влияние городской моды вскоре привели к созданию нового наряда. Уже в начале двадцатого века люди, работающие на фабриках и объектах, носили брюки, жилеты и куртки, а женщины-рабочие стали носить крылья и свитера.

Однако следует отметить, что в одежде городских рабочих часть фермы была частично сохранена: например, пояс, который вытащил рубашку, все еще был обязательной частью мужской одежды, а женщины не оставляли передник.

Непрерывное взаимодействие с рабочими стало заимствовать у фермеров новые стили одежды. Новая одежда вошла в крестьянскую жизнь и использовала ее вместе со старым, традиционным. В целом, молодые люди хотели носить одежду в урбанистическом стиле, а пожилые люди оставались верными традиционной сельской одежде; но были и другие варианты сосуществования этих двух форм костюма.

В других деревнях сельские женщины носили рубашки и пироги в своей повседневной жизни, одетые в праздничную городскую одежду на праздники; но также случилось так, что праздник считался, напротив, старым, шов был выполнен на заказ для крестьянской одежды, что придавало ему священную ценность, а одежда в стиле города носилась в обычные дни.

Во время гражданской войны было трудно получить платье или ткань, чтобы рабочие и фермеры продолжали носить то, что было до войны.

Одежда часто была напряженной, со следами повторного ремонта.

В те же годы многие фермеры, объединенные в вооруженные детали и банды, которые были одинаково противоположны как красным, так и белым — тогда эти ассоциации назывались «зелеными».

Члены таких отрядов были одеты в обычную деревенскую одежду, когда их носили и заменяли одеждой, которую они брали у врага. Типичным снаряжением «зеленого» истребителя было странное сочетание элементов красно-белой армии и гражданской одежды.

Многие отделы «зеленых» занимались потребностями одежды у богатого населения, а затем дополняли свои костюмы дорогими роскошными вещами, такими как шубы, которые были изношены независимо от сезона. Особым очарованием среди «зеленых» было то, что оно принесло как можно больше оружия.

Традиционное крестьянское платье

Внутренние ткани по-прежнему использовались для производства крестьянской одежды в некоторых регионах, но они были быстро выжаты из различных тканевых материалов — от дешевого хлопка до дорогой парчи.

Костюмы были украшены промышленными товарами, такими как разноцветные ленты, пятнистая марля, металлический блеск, шарики, пуговицы. Самыми распространенными традиционными одеждами были сами фермеры, но они были особенно сложными и красивыми для шитья по заказу «мастеров» или на ярмарках.

Каждый возраст соответствовал их представлениям о одежде. Самые яркие платья касались молодых женщин — молодых женщин от свадьбы до рождения первого ребенка. Одежда пожилых семейных фермеров казалась более скромной: основное внимание уделялось не элегантности, а качеству материала.

Для пожилых фермеров это было неприемлемо одетым, одежда была сделана из цветных тканей, которые у них были с небольшой отделкой. Из одежды пожилых людей все украшения полностью исчезли.

Традиционным женским костюмом на юге России была длинная футболка, кастрюля, фартук (приют, запад) и нагрудный знак (перемычка, серна).

Рубашка была плоская, с длинными рукавами.

Он скрывал его с помощью так называемых поликлинических вставок. Поликасы могут быть прямыми и косыми. Полки были соединены четырьмя прямоугольными полотняными полотнами шириной 32-42 см каждая, а наклонная полическая (трапециевидная), соединенная с широкой нижней втулкой, узкой — с крышкой (см.

Образцы). Торжественная рубашка была украшена вышивкой, косами, вставками из красивых ярких тканей.

В женских рубашках были перья. Этот носовой ремень, в котором множество продольных полос частично или полностью взаимосвязано друг с другом и установлено на верху скрученных Гашниковых (скрученных канатов), которые имеют заслонки под лентой к бедрам.

Банку из нетканых полотна называли качели и полностью изъяты как крыло-глухие. В длинной кастрюле в этом случае четвертая традиционная ткань добавляется к четвертой — «прошка». Он был сделан из другого вопроса, он был короче, а со дна был «подпоручик» из той части ткани, из которой они были вырезаны. Снаружи он оказался чем-то вроде фартука. Сковорода обычно была такой же длины, как и рубашка или немного короче.

Штифты были сделаны из шерстяных или полушерстяных тканей, иногда на холсте.

У них был темный цвет, чаще всего синий, черный, красный, с липким или полосатым рисунком.

На их футболки и пони женщины носили длинный фартук с рукавами или лентами или, как было сказано, занавесом или занавеской.

На груди он закрыл фигуру женщины из сундука и был привязан к сундуку. Перрон также может быть одноголовым с отверстиями для головы и рук. Мантии перрона были украшены интрузиями, белыми или цветными кружевами, различной ширины.

Над рубашкой иногда носят крылья и фартук (напершник, шушпан, шушков, носы и т. Д.) — на шарнирах или листовой форме туники с рукавом.

Ежедневный фартук и тротуар были скромно обрезаны, чаще всего просто сплетенными или трикотажными вязаными. Но праздничная одежда была украшена вышивкой, тканым рисунком, цветными затворами, шелковыми лентами.

В традиционном костюме сохранились старые одеяла и свадьбы, так что замужняя женщина прячет свои волосы, чтобы оставить девочку открытой. Поэтому головной убор считался повязкой или узкой завесой, покрытой тканью с украшениями шаров, шаров и шаров.

У замужней женщины была сложная голова, называемая сорока. Основой для этого был китч — твердая голова в форме подковы, иногда с маленькими рогами, которые выступали вверх. На нем был прикреплен кусок холста, края которого были прикреплены к тонкой струне, «восхождение».

Китча помещали на голову на уровне лба и тщательно накрывали тряпкой женских волос, затем прикрепляли ткань на голове, неоднократно соединяя шнур рога и закрепляя его. Задняя часть головы и шеи была покрыта пассажиром (сзади) — прямоугольной лентой, сделанной из ткани, прикрепленной к жесткости на картоне, по краям, на которых сшиты ленты. Они скрестились на лбу и неоднократно соединяли рожки, заставляя собак пальцами на затылке.

И, наконец, на вершине рогов на самом деле их было сорок пурпурных, бархатных или подбородков, которые увенчались всей структурой.

Сорока была украшена множеством ярких красочных деталей — цветными лентами, подвесками из шариков, гирляндами, кружевами, перьями птиц и пухом.

Обязательной деталью костюма была талия, тканая или трикотажная шерсть (редко — шелковая нить) и украшенная орнаментом.

Самые дорогие ремни с ткаными надписями — например, текст молитвы. Чаще всего ширина полосы изменяется в 1-6 см, длина — от 1,2 до 2,5 метров.

На ногах женщины носили шерстяные носки или заменители для них, узкие ленты ведьм, обернутые вокруг их ног. Повседневная обувь была сплетена индивидуальной обуви, кожаной обуви или кошек (обувь с толстыми подошвами с каблуками). Кошки были богато украшены заявкой из Марокко, искрами, маленькими гвоздиками и даже колокольчиками.

Кошки стояли на ногах с кружевами.

Женские костюмы Южной России характеризуются специальной цветовой схемой, построенной на контрастных комбинациях. Самый популярный цвет был красный.

В связях сельских женщин в южных провинциях преобладают геометрические украшения. Но в каждом регионе костюм имел свои особенности. Итак, в Воронежской области, где могли находиться города Преображенска и Державина, они были пони в белой клетке на черном или красном поле; они были украшены цветными линиями желтого и зеленого. Рубашки были сделаны с наклонными вставками из кумачи и покрыты черной вышивкой. Перрон был талии.

Тканые поясные ремни в Воронеже заканчивались по обе стороны овальных кругов картона и вышиты цветной шерстью, металлической плиткой, стеклянными бусами и шариками.

В праздничные дни женщины и мужчины носили ожерелье на груди-грибатке — состоят из трех узких полосок черной трикотажной веревки на таблетках, шары, связанные с четырьмя парами, такие же, как на кружках лацканов.

Традиционная мужская деревенская одежда, как на севере, так и на юге России, — это футболки и узкие брюки. Рубашка обычно выпускается над брюками и ремнями.

Мужские рубашки были только длинными, почти до середины бедер, а иногда и до колен. Они сражались в пальто с латеральными клиньями и вставками. Трубка наклонена вниз, без гранул, с набором на плече.

Овальная шея, воротник. Чаще всего разрез в области шеи был прямой — посередине сундука, а также слева, справа или слева (см. Рис.

образец).

Футболки заперты на горле. Самые распространенные повседневные рубашки были синими. Умный — белый, черный, бордовый, зеленый, красный и т. Д., Иногда в строках или небольших узорах. Финиш — косы, вышивка, сборка и мелкие морщины, модные пуговицы (белая жемчужина на черном или темном фоне, черная или цветная — на свету).

Брюки состояли из двух штанов с двумя штанами и летней толстовки.

Они были узкими, сузились. На талии их подбирали и держали с ключами (см. Образец). Уплотнения выполнены из черного, синего или полосатого вещества.

На ногах находятся сандалии коры и коры, скручивающие нижнюю часть стопы от основания до пояса колена, прикрепленные к верхней части стопы Оборо (Лыков со шнуром или лентами), поперечно покрывающие ногу.

Более дорогие ботинки — туфли на низком каблуке.

Необходимой частью мужской крестьянской одежды была собака. Он может, как и женщины, быть тканым, связанным или сплетенным. У мальчиков такие ремни обычно длиннее и шире, чем у женатых мужчин. Мужчины также носили кожаные ремни, в которых женщинам не разрешалось ходить.

На них были черные шляпы и шапки с блестящими кожаными топами.

Они были настроены, слегка сдвинуты на одно ухо.

Костюмы и фермеры в начале двадцатого века

Мужчины и женщины, занятые в различных отраслях (и после них фермеры), использовали наиболее часто используемую одежду, которая производилась в больших количествах и была доступна для всех. Вы можете купить такие костюмы во многих магазинах в готовой одежде.

Иногда они сшивали швы и дома, но с завода и с заводских образцов.

Наиболее распространенным типом простой женской одежды в начале 20-го века была так называемая «пара», которую можно дополнить фартуками, головами и плечами.

«Пара» — это куртка и крыло, которое вращается вместе как единый ансамбль. Их обычно вычищали из одной ткани или из тканных оттенков: более красочные — для куртки, более окрашенной в цвет — для крыла.

Но иногда в платье — пара использует контрастные цвета или комбинированные материалы — например, гладкие печатные ткани с начинками.

Границы были широкими, расположены или снабжены небольшими морщинами в пояснице, иногда с подкладкой на краю. Треклеты могут быть разными — от бесплатных до футуристических. Таким образом, куртка «Башка» или «Казак» была зашита в стене, с стоячим воротником, с красивыми рукавами, сузившимися под локтем. Кнопки «Башка» на кнопках или флажках сбоку или в центре.

Рубашки «разлетайка» были без, без пояса, и носились без пояса. Праздничные куртки были украшены на груди с машинным кружевом и арками.

Платформа выглядела как полоска ткани, собранная в полоску на поясе, который был связан вокруг талии. Абрикосы были повседневными и праздничными, которые служат для украшения одежды.

В этом случае они были изготовлены из дорогих тканей с обильным оборудованием.

Очень популярными были шарфы и шарфы, которые носили на голове и бросали на плечи. Существует много маршрутов: холст, хлопок, ситце, шелк и кумач.

Очень ценные салфетки с цветными цветочными узорами.

История моды. Русский народный костюм

Некоторые рабочие могут позволить себе носить кружева и шутки в кружевах вместо шарфов в праздничные дни. Из ювелирных изделий они используют жемчужные, бисером, апельсином, коралловыми и стеклянными бусами и серьгами. Были также кольца из меди, олова и серебра.

Девочки носили кольца с цветными очками, женщины — гладкое сражение.

Обувь — кожаная обувь с резиновыми ремнями по бокам, реже — грубая обувь с небольшой пяткой.

Мужское платье рабочего и молодого фермера состояло из рубашки с поясом или юбкой, брюками, курткой и курткой.

Рубашки-рубашки были похожи на традиционные крестьянские рубашки, но они были короче по сравнению со старым стилем, с суженным рукавом и более высокой шеей шеи.

Еще одна новинка — сундук с сундуком появился в Косоваре. В будние дни они были одеты в майки из черного, синего, коричневого хлопка или атласа; по праздникам — футболки из светлых тканей, например из розового, темно-красного, красного атласа или шелка. Козерог сверху брюк и талии или крыльев.

У них также были рубашки с отражающим воротником.

Куртки были одностороннего и двубортного, классического стиля. Куртки и брюки темного цвета. Что касается жилета, то нормально, что шильская ткань представляет собой куртку или наоборот, а задняя часть выполнена из базового материала и снабжена уплотнительной лентой.

Особым украшением в начале двадцатого века является металл, в том числе серебряные цепочки из карманных ушей, помещенные в карман.

Главной обувью для такого костюма были сапоги, которые были заполнены брюками.

Крышка была покрыта ослами, кожей или тканью, а также колпачками. В праздничный день они были украшены лентой с шелковой лентой или косами, для которой живые или искусственные цветы застряли в нескольких местах.

    Прямой крой в народном костюме.

    Схема кроя крестьянской рубахи.

3.Виды покроя и декоративного оформления народных рубах.

4. Схема кроя женской рубахи с прямыми поликами.

5. Женская рубаха с прямыми поликами.

Женская рубаха с косыми поликами.

Прямой крой в народном костюме.

Русская народная одежда представляет собой явление материальной культуры русского народа. В соответствии с этнографическим делением имеет два ярко выраженных комплекса национальной русской женской одежды: северорусский и южнорусский. Комплекс южнорусской народной одежды (рис 1) – рубаха, понева, передник (занавеска, завеска, запон) и головной убор.

Существовало много разновидностей этого комплекса, различных по назначению, в том числе обрядовых.

Поверх рубахи в южнорусских областях одевалась понева, которая практически являлась юбкой и состояла из трех шерстяных или полушерстяных полотнищ. Поневы были распашными или замкнутыми, по талии собранными на шнурке. Носили поневы только замужние женщины.

Поверх рубахи и поневы надевался передник – занавеска (см.

рис. 1, рис. 2). Его надевали также поверх рубахи с сарафаном, завершая весь ансамбль. Занавеска всегда декорировалась разнообразными приемами – узорным ткачеством, вышивками, полосками тканей и др. узорное ткачество, вышивка на занавеске распределялись зачастую от верха до низа, но в основном в нижней ее части.

Иногда оформлялась лишь нижняя часть занавески.

В основе создания народной одежды лежат принципы и характерные особенности, согласно которым формировался покрой, располагались орнаменты, отдельные части соединялись в тот или иной ансамбль.

Русский народный костюм

Обычаями и временем было установлено, когда, какую и в каком сочетании одежду надевать.

Непосредственно связанная с трудовой деятельностью человека, народная одежда отличается большой целесообразностью покроя. В большинстве своем он прост и экономичен, так как обусловлен шириной домотканого полотна, стремлением создать удобную для человека форму и полностью утилизировать ткань. Такой костюм не стеснял движений и был одинаково хорош и для тяжелого крестьянского труда, и для празднеств.

Русскую народную одежду можно представить в двух силуэтах: прямом (без сборок и со сборками) и трапециевидном (косоклинный крой).

Эти силуэтные формы одежды соответствуют естественным пропорциям женской фигуры.

Например, основная часть одежды у многих народов – рубаха – кроилась из прямоугольных кусков полотна. Ее стан, рукава, вставки под мышками и на плечах (ластовицы, полики) представляли собой прямоугольники разной длины и ширины (рис. 3).

Конструктивное членение рубахи в основном зависело от ширины холста. Ширина холста и экономичность кроя определяли линию притачивания рукава и длину плечевых срезов. При применении более широкой ткани плечевой срез удлинялся довольно значительно и линия притачивания рукава иногда принимала горизонтальное положение.

При использовании узкой ткани плечевой срез удлинялся незначительно, а линия проймы принимала вертикальное положение и прямоугольную форму.

В мудрости народного кроя емкие функции. Каждая основная деталь с прямыми линиями кроя, а также и полики, клинья, ластовицы рукавов не только несут конструктивные и эстетические функции, но и способствуют экономичности кроя.

Прямой крой крестьянской народной рубахи дает основание считать ее единой конструктивной основой. В южных областях прямой крой рубах усложнился введением деталей поликов (Рис.5).

Полик – это прямоугольная или трапециевидная деталь кроя, соединяющая перед и спинку по линии плеча (рис.6). Полики прямоугольной формы соединяют четыре полотнища холста, образуя плечевой пояс в изделии.

Косые полики (трапециевидные детали, полученные из прямоугольных) соединяются широким основанием с вертикальным разрезом, узким – горловиной. Полик обеспечивает высокую функциональность народной одежды. Применение полика в рубахах прямого кроя определено высоким мастерством ремесленника XIX века, стремившегося к максимальной практичности, которая превратилась в искусство (невыкроенная пройма и рукав без оката).

Конструктивная функция полика играет важную роль в одежде:

    он помогает сбалансировать прямой крой рубахи на любую фигуру независимо от размера;

    размеры полика способствуют увеличению или уменьшению объема рубахи;

    полик помогает обрисовать стан фигуры и тем самым отделить объем одежды от фигуры;

    создает направление рукаву и обеспечивает его поворот и динамичность.

Эстетическая сторона полика проявляется в определении места его положения и величины отделки, взаимосвязанной с ним.

В рубахах с прямыми поликами характерной отделкой являлся сам полик, выполненный из кумача, набивного ситца, сатина либо из вставок узорного ткачества. Полики по швам украшались вышивкой, кружевом, тесьмой и т.п.

На рис.7 представлена длинная женская рубаха с прямыми поликами, присобранная по горловине.

В рубахах с косыми поликами украшались места соединения полика со станом, зрительно отделяя полик от рукава (Рис.8). Вышивка и цветные вставки располагались на рукавах низко, почти на линии локтя. Отделкой являлись и притачные клинья в нижней части рукавов.

Притачные клинья располагались по обе стороны основной части рукава. Клин со стороны локтевой части рукава, как правило, был значительно больше и кроился из более тонкой

ткани, а чаще другого цвета. Притачная линия клина со стороны переднего переката была значительно короче другой стороны этого клина, чем способствовала направлению рукава вперед.

Кроме того, она удлинялась против локтевого среза на величину цельнокроеной ластовицы. Женская рубаха с косыми поликами изображена на рис.8.

В этнографических изделиях начало вертикальных разрезов от середины спинки и переда колеблется от 11 до 25см. при ширине поликов 17 – 23см.

и глубине разреза с одной стороны от 31 до 41см.

Форма полика (ширина и длина сторон) не стабильна, его варианты зависят от чисто индивидуального вкуса и направления моды.

Узкая сторона полика составляет часть горловины. Длина этой стороны полика зависит от всей длины линии горловины, составных частей (спинки, переда) и методов обработки.

Длина противоположной, широкой, стороны полика зависит от глубины вертикальных разрезов по полочке и спинке и проектируется в соответствии с эскизом модели.

Место расположения вертикальных разрезов намечают от середины спинки и переда на одинаковом расстоянии в соответствии с шириной полика, а длина разреза равна длине самой большой стороны полика.

  1. Анализ русского народного костюма

    Реферат >> Культура и искусство

    русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Следует подчеркнуть традиционность народного костюма , которая … вышивки согласовывалось с покроем напоминая народный костюм . На смену прямому силуэту юбок приходит силуэт …

  2. Казахский народный костюм

    Реферат >> История

    узбеков, туркмен. Есть и элементы прямых заимствований, о чем свидетельствует встречающиеся … материалами, небольшими деталями в крое . В степных условиях незаменимы … пошивочных мастерских.

    Казахский народный костюм , создателей которого отличает удивительное …

  3. Диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании художественно-э

    Реферат >> Педагогика

    народном костюме наиболее значимой и заметной деталью была женская рубаха (сорочица), форма кроя которой – прямой … на совершенстве конструкций, экономичности кроя , выразительности силуэта русского народного костюма .

    Известный русский график …

  4. Белорусский национальный костюм

    Реферат >> История

    … исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма , достаточно строго привязанных к определённой местности …

    10. Особенности кроя В белорусском костюме использовалось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная …

  5. Конкурсная коллекция современного женского костюма с использованием элементов этно-стиля

    Дипломная работа >> Косметология

    … индивидуальность. 1.2 Формообразование в русском народном костюме северных губерний Женская крестьянская одежда …

    а часто и внизу рукавов. Она кроилась из прямоугольных кусков ткани. На … талии или середины бедра, с прямыми полами и отрезной в области лопаток …

Хочу больше похожих работ…

Читайте также: