Развитие музыкально ритмических движений через игровые приемы. Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников. ? умение выполнять перестроения


План.

    Музыкально – ритмические движения как средство всестороннего развития ребёнка-дошкольника ____________

    Общие цели и задачи музыкально– ритмического

воспитания детей ____________________________________

    Возрастные особенности развития дошкольников и обучение их в процессе освоения разнообразных видов движений:

а) младший дошкольный возраст _______________________

б) средний дошкольный возраст ________________________

в) старший дошкольный возраст ________________________

    Заключение _________________________________________

    Список литературы ___________________________________

    Приложение _________________________________________

1.Музыкально – ритмические движения как средство всестороннего развития ребёнка-дошкольника.

Музыкально – ритмические движения составляют основную потребность детей дошкольного возраста. Единство музыки и движения обеспечивает решение задач как нравственного, так и эстетического развития. Движение обеспечивает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координацию, музыкальную память, формируют эстетический вкус.

Основой эстетического развития ребёнка является его знакомство с классической музыкой, где движение является выражением художественного образа, запечатлённого в музыке. На необходимость соединения этих двух искусств указывал ещё Р. Вагнер: «Исходной точкой подъёма всеобщего единого искусства будущего будет то, что служит основанием для всякого истинного искусства: пластическое движение тела, представленное музыкальным ритмом.»

Цель музыкально – ритмических занятий – дать ребёнку необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать его музыкой, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальному ритму.

Решение этих задач обеспечивает формирование музыкально – двигательной культуры у дошкольников. Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи. Давно доказана тесная связь координированности и активности движений ребёнка с развитием различных психических личности. Эта связь может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сфер ребёнка, стать условием его творческих успехов в художественной деятельности.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Поэтому мы рассматриваем дошкольный возраст как своеобразный «донотный период» в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире, и наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте».

У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865 – 1950), который разработал на её основе уже в начале 20 века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в её названии, столь широко используемом специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э.Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства, что, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга.» При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения и даёт чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Е.А.Румер и др., которые в 1911 году окончили Институт музыки и ритма. Российские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодёжи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Жака Далькроза в различных школах. Н.Г.Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила её в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т.д. Она пропагандировала систему Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчёркивала также и лечебное значение занятий ритмикой.

Члены Московской ассоциации ритмистов справедливо считала, что кем бы ни вырос ребёнок, ему необходимо потренироваться на ритмических упражнениях, оказывающих на него благотворное влияние во всех планах.

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э.Жака Далькроза. Н.А.Ветлугина (1958), А.В.Кенеман (1960), а в дальнешем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, Е.Н.Соковнина и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста (эти материалы были включены в раздел «Музыкально-ритмическое воспитание детей» типовой программы).

Не смотря на все усилия педагогов, создающих программы и воплощающих их в жизнь современного детского сада, не все дети настолько владеют своим телом, чтобы своё эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в художественном движении. Поэтому владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко выразительно передавать то эмоциональное состояние, которое она у детей вызывает. Осознанное движение, рождённое как адекватное воплощение музыкального образа, усиливает эмоциональное переживание содержания музыки, а значит, и её воздействие на детей.

Успешность занятий во многом определяется нахождением приёмов, способствующих созданию атмосферы увлечённости, когда дети занимаются не по принуждению, а потому, что это интересно им самим. Для этого в методику проведения музыкально – ритмических занятий необходимо вводить разговорно – игровой метод, позволяющий ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогающий скоординировать движения своего тела с движением музыки. При таком методе возникает единство речи, движения и музыки, дополняющих друг друга, собираясь в восприятии ребёнка в целостный образ.

Выполнение вышесказанного зависит прежде всего от педагога. При этом из качеств, которыми должен обладать педагог, следует выделить его увлечённость и умение построить взаимоотношения с детьми на принципах свободного общения, на принципах сотворчества, содружества и сотрудничества. Не малую роль в этом вопросе играет и умение педагога подобрать репертуар для обучения детей музыкально-ритмическим движениям. Безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал, как бы хорош он ни был. Да, действительно, педагоги постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью всё время вносить в свою работу новое, свежее. Но, пожалуй, разработка репертуара- это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития.

2.ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Цель музыкально-ритмического воспитания детей состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические занятия позволяют решать следующие задачи:

    развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координационные способности;

    укреплять здоровье детей, их всестороннее физическое развитие;

    развивать основы музыкальной культуры;

    развивать музыкальные способности(эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

    учить определять музыкальные жанры(марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый и средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);

    формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений, поз;

    воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, коммуникабельности, избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;

    воспитывать умения взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, умение радоваться успехам других, вносить вклад в общий успех;

    формировать познавательные способности: память, внимание, мышление (умение наблюдать, сравнивать, анализировать).

Существует и другая классификация целей и задач музыкально-ритмического воспитания дошкольников, которая более успешно отвечает задачам современных программ дошкольного образования (в том числе и программе « Детство»,

С-Петербург).

Развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности – это другая цель, которую ставят перед собой педагоги современных ДОУ. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребёнка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитие речи, внимания, память, мышления, формированием красивой осанки… И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых и в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Движение под музыку является для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Поскольку речь идёт о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально её особенности.

Во-первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движения тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым движение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

    все временные характеристики (начало и конец звучания, темп,

    ритм);

    динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

    форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движений сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

1. Развитие музыкальности:

Развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;

Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

Развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие ловкости, точности, координации движений;

Развитие гибкости и пластичности;

Воспитание выносливости, развитие силы;

Формирование правильной осанки, красивой походки;

Развитие умения ориентироваться в пространстве;

Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

- развитие творческого воображения и фантазии;

- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4.

Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

Тренировка подвижности(лабильности) нервных процессов;

Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

Воспитание умения переживать другим людям и животным;

Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в каждом из них по возрастным группам.

3. Возрастные особенности развития дошкольников и обучение их в процессе освоения разнообразных видов движений.

Рассмотрим динамику развития возрастных особенностей и двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Конкретизируя содержание каждого направления, необходимо выделить самое основное в каждом из них по возрастным группам.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекание нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей ещё не достаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.

Приоритетные задачи:

    воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;

    развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;

    обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально – игровым образом.

Развитие музыкальности:

    воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;

    обогащение слушательского опыта: узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение этого в эмоциях, движениях;

    развитие умения передавать в движении характер музыки и её настроение (контрастное: весёлое – грустное, шаловливое – спокойное и т.д.);

    развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно – быстрый, умеренно - медленный), динамику (громко - тихо), регистр (высоко – низко), ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать два – трёх частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя виды движений:

    ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперёд и назад (спиной), с высоким поднимание колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;

    бег – мягкий, ритмичный, передающий различные образы (бабочки, птички, ручейки и т. д.);

    прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением

вперёд, прямой галоп – «лошадки», поскоки (четвёртый год жизни);

Развитие умений ориентироваться в пространстве :

    самостоятельно находить место в зале;

    перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

    формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;

    развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

Развитие и тренировка психических процессов:

    развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

    развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх и т.д., то есть контрастные по характеру настроения;

    тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, формой и ритмом музыки;

    развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – умение выполнять упражнения от начала до конца, не отвлекаясь – по показу взрослого.

    воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике;

    воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с де6тьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место.

Показатели развития

Важнейшим показателем уровня музыкально – ритмического развития ребёнка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыке, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одарённость, музыкальность.

Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребёнка

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Приоритетные задачи:

    развитие гибкости, пластичности, мягкости движения, а так же воспитания самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

Развитие музыкальности:

    воспитание интереса и любви к музыке, потребности в её слушании, движении под музыку в свободных играх;

    обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов – классиков;

    развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (весёлое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т. д.);

    развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно – быстрый, умеренно – медленный, быстрый), динамику (громко – тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшения), регистр (высокий, низкий, средний), метро – ритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных), различать двух – трёх частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;

    развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и слове.

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя следующие виды движений:

    ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

    бег – лёгких, ритмичный, передающий различный образ, широкий (волк), острый (бежим по «горячему песку»);

    прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, прямой галоп, лёгкие поскоки;

    общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движения, махи, пружинность); упражнение на гибкость, плавность движений;

    имитационные движения – разнообразные образно – игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние;

    плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.

    самостоятельно находить свободное место в зале;

    перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и в колонну, в несколько кругов.

Развитие творческих способностей:

    воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

    формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;

    развитие воображения, фантазии, умение самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

Развитие и тренировка психических процессов:

    развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;

    развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т. д., то есть разнообразные по характеру настроения;

    тренировка подвижности нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;

    развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти: мышления, речи – в умении выразить своё восприятие в движениях, а так же в рисунках и в словесном описании.

Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

    воспитания умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;

    формирование чувства такта;

    воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т. д.

Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте ребёнок – дошкольник достигает кульминации в развитии движения, которая выражается в особой грации, лёгкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи:

    развитие способности к выразительному, одухотворённому исполнению движений;

    умение импровизировать под незнакомую музыку;

    формирование адекватной оценки и самооценки.

Развитие музыкальности:

    воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

    обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;

    развитие умения выражать в движении характер музыки и её настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

    развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать двух – трех частную форму произведения

(с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;

    развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня – марш, песня – танец и д.р.); марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

Развитие двигательных качеств и умений.

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:

    ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена, ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;

    бег – лёгкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, пружинящий бег;

    прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперёд, различные виды галопа (прямой, боковой), поскок «лёгкий» и «сильный» и д. р.;

    общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координация рук и ног;

    имитационные движения – различные образно – игровые движения, раскрывающий понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущение тяжести или лёгкости, разной среды – «в воде», «в воздухе», и т. д.;

    плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и д. р.

Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроение на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и д.р.).

Развитие творческих способностей:

    развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинацию;

    формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

    развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

Развитие и тренировка психических процессов:

    тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;

    развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразие сочетаний упражнений и т. д.);

    развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога и т. д., разнообразные по характеру настроения.

Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

    воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;

    воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены, умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;

    воспитание чувства такта, умение вести себя в группе во время занятий;

    воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых.

Показатели уровня развития детей:

    выразительность исполнения движений под музыку;

    умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

    освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений;

    умение передавать свой опыт младшим, организовывать игровое общение с другими детьми;

    способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

    точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыка в области музыкально-ритмического воспитания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться.». Но для того, чтобы это получалось надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, оказывает влияние на повышение качества их исполнения- выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. И здесь педагогу необходимо особое чутьё и соответствующая подготовка.

Уже в начале процесса обучения детей надо обращать внимание на их музыкальность. Восприятие музыки и способность пластически отражать особенности музыки- ритмические, темповые, эмоциональные- у каждого ребёнка свои. Поэтому именно музыка, причём хорошо подобранная, позволит педагогу с первого занятия избежать формального подхода к самым простым упражнениям. В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы- от весёлых, беззаботных, лирических, нежных, до энергичных, волевых, серьёзных.

Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир детей, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха. Тщательный отбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке детей, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводит к успешному решению задач обучения, развивают у занимающихся способность ценить в музыке прекрасное.

Музыкальное сопровождение занятия – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребёнок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы ребёнок ни делал, необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, её можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, что музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается критериев хорошего музыкального вкуса, то они должны определяться такими понятиями как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

Диапазон музыкального репертуара широк- от сочинений, написанных специально для детей, до сложных образцов симфонической музыки. И здесь важно только то, что, выбирая музыку, каждый раз специалисты конкретно должны представлять, на сколько уместен данный материал на занятии.

Всё, о чём говорилось выше, направлено на одну цель: выработать в ребёнке активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой, умение выразить её содержание в движениях.

Итак, в каждом виде музыкально-ритмической деятельности- восприятии, исполнительстве, творчестве, кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма), развиваются и другие. В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление. В исполнительстве и творчестве детей помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности, требующие овладения определённой техникой исполнения и импровизаций.

Музыкально-ритмическая деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развивается мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей, интересов.

Развитие музыкально ритмических движений детей дошкольного возраста

Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" г. Сельцо Брянской области
Описание материала: Данный материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования.
Цель: углубление и дифференциация восприятия музыки, её образов и формирования на этой основе у детей дошкольного возраста навыков выразительного движения.
Задачи: формировать красивую осанку и навыки выразительного движения детей дошкольного возраста;
развивать творческие способности детей.
" Танец - это мать всех искусств. Музыка и поэзия существуют во времени, живопись и архитектура в пространстве. Но танец живет одновременно во времени и пространстве" К. Закс
Музыкально ритмическая деятельность особенно привлекательна для дошкольников. Ритмика прекрасно развивает творческое воображение, овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка, координация, улучшается осанка.
Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости и точности.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо раньше начинать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.
Музыкально ритмические движения развивают образное мышление потому что музыка способствует созданию новых образов. В таком творческом процессе педагог вместе с детьми обсуждает эти образы, подбирая правильные сравнения. Например, движения в танце под музыку А. Варламова "Красный сарафан" должны быть легкими, плавными, благородными. Исполняя танец "Мотыльков" И.С. Баха, ребята представляют себя легкими "невесомыми". В танце "Троллей" Э. Грига, нужно представить движения фантастических существ.
Музыкально ритмические движения развивают не только художественно творческие умения, но и способность к математике. Например, музыкальный руководитель даёт ребятам задание построиться в один большой круг, встать в два круга, перестроиться парами.
Музыкально ритмические движения чрезвычайно важны для формирования положительных черт характера, эмоционально волевых качеств личности.
Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает подъём и жизнерадостность.
Таким образом музыкально ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Ритмические упражнения
Муравьиная зарядка
1. Муравьи проснулись рано
(дети потирают глаза, сидя на корточках)
Потянулись, встали прямо.
(встают, руки поднимают вверх, затем опускают)
2. Прыг да скок, прыг да скок!
(прыгают на двух ногах, руки на поясе)
Новый начался денёк!
3. Вместе весело живем
(шагают на месте)
Хорошо быть муравьём!
4. Улыбнулись всем друзьям
(останавливаются, улыбаются друг другу)
Побежали по домам
легко бегут в одном направлении)
Музыкально игровая гимнастика
1. Мы идём, идём по кругу,
Друг за другом, друг за другом.
(ребята маршируют)
2. Превратились дети в мишек,
Прогуляться мишки вышли.
Бурые мохнатые
Мишки косолапые.
(ходьба на внешней стороне стопы)
3. Превратились в петушков,
Ножки поднимаем
"Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!"-
Песню распеваем.
(ходьба с высоким подъёмом ног)
4. Превратились все в лошадок,
И теперь спешим, спешим
Как лошадки, как лошадки
Резво скачут малыши.
(прямой галоп)
5. Побежали наши ножки,
Побежали по дорожке.
(легкий бег друг за другом)
"Научились мы ходить"
1.Научились мы ходить,
Ножки поднимая,
Вот как наши малыши
Весело шагают
(ритмичная ходьба друг за другом)
2. Мы идём, мы идём,
Громко песенку поём!
Прыгнем раз да прыгнем два,
Прыгать рады мы всегда!
(прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
3. А теперь, как петушки,
Ножки поднимаем.
Вот как наши малыши
Хорошо шагают.
(ходьба с высоким поднимаем ног)
4. А теперь барашки,
Серые кудряшки,
По дорожке побежали,
Только ножки замелькали.
(легкий бег)
5. А теперь скорей в кружок,
Чтобы получить флажок.
(построение в круг)

Методика развития музыкально - ритмических движений у дошкольников

Методика развития музыкально - ритмических движений у дошкольников направлена на развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям через музыку.
Реализация методики осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (2 - 7 лет). План реализации методики представляет собой логическую последовательность форм, методов, способов работы с детьми, родителями и воспитателями ДОУ, обеспечивающую их приобщение к движениям под музыку.
Внедрение методики в процесс музыкальной деятельности является на сегодняшний день актуальной, так как во всех известных направлениях изучения психологии ребенка признается необходимость наличия у детей к 6-7 годам уже сложившейся структуры личностных, интеллектуальных, регуляторных особенностей психики характеризующих уровень готовности к школьному обучению и развитию высших психических функций: мышления, сознания, речи.
Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, равновесия, кинестетических и др.) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание.

В воспитании мы должны исходить из потребностей самого ребенка. Ребенку вообще, а малышам особенно для правильного развития организма необходимо много двигаться: ходить, бегать, прыгать, лазать, бросать. Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Движение, сливаясь с музыкой, соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма, моторные центры воспитываются через музыку, объединяется деятельность нервно-мышечных центров, слуха и восприятия, вырабатывается координация движений.

Развитие музыкально - ритмических движений, чувства ритма является составной частью физического и художественного воспитания, способствует гармоническому развитию. Эмоционально-положительное состояние на занятиях способствует развитию психики.

Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, исследователи освещают проблему развития у детей музыкального ритма и практически не затрагивают проблему развития чувства ритма как свойства и качества личности детей.

В связи с этим возникает потребность в создании системы физического и музыкально-ритмического воспитания для дошкольников, которая соответствовала бы всем требованиям в отношении личностного развития ребенка.

Т. С. Бабаджан принадлежат такие идеи музыкального воспитания ребенка в детском саду, как: движение — средство усвоения музыки, выявления эмоций, связанных с музыкальным образом. До сих пор эти идеи не утратили своей актуальности и становятся отправной точкой в современных исследованиях проблем музыкального воспитания и развития дошкольников.

Задачи методики

Задачи по музыкальному воспитанию :

  • учить воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
  • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
  • расширение музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.
  • Формирование музыкальной культуры.

Задачи по социализации :

  • формирование социально-коммуникативных навыков (общения, взаимопонимания, доброжелательности и т. д.);
  • развитие творческих способностей, чувства прекрасного, умение видеть красоту и образность окружающего мира.
  • воспитание и формирование глубоких эстетических чувств.

Задачи по развитию двигательных качеств и умений :

  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • развитие физических качеств (гибкости, пластичности, выносливости, ловкости, силы);
  • формирование правильной осанки, красивой походки;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
  • формирование речедвигательной координации;
  • воспитание стойкого интереса, потребности к музыкально-ритмическим движениям.

Задачи по развитию творческих способностей :

  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие способности к импровизации;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях;
  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.

Задачи по музыкально-ритмическим движениям специфичны для каждого возраста.

Возраст 3 - 4 года

Дети младшего возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение под музыку доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер. Поэтому, приоритетными задачами развития музыкально-ритмических движений для данного возраста являются:

  • воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
  • развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;
  • обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.

Возраст 4 - 5 лет

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального возраста, средств музыкальной выразительности. Приоритетными задачами в работе с данной возрастной группой являются:

  • формирование навыка ритмичного движения в соответствии с характером музыки;
  • воспитание самостоятельности в исполнении движений под музыку;
  • побуждение детей к творчеству.

Возраст 5 - 7 лет

В этом возрасте ребенок - дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений - из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность педагогу подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи:

  • развитие способности выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавать несложный ритмический рисунок.
  • развитие умения импровизировать под незнакомую музыку;
  • формирование адекватной оценки и самооценки.

Методику применяю при планировании и проведении:

Занятий, развлечений и праздников,

Театрализованных представлений,

Утренней зарядки,

Индивидуальной работы с детьми,

Консультаций для воспитателей и родителей по музыкально - ритмическому развитию детей.

Контроль процесса деятельности - отслеживание процесса и динамики образовательной деятельности, и своевременная коррекция ее в случае возможного негативного воздействия на здоровье и развитие ребенка.

Мониторинг - выявление и оценка уровня музыкального и психомоторного развития ребенка в соответствии с возрастом ребенка.

Условия реализации методики

Условиями реализации «Методики развития музыкально - ритмических движений у дошкольников» являются: создание психологического комфорта воспитанников; выбор оптимальной системы непосредственно организованной образовательной деятельности, что связано с двумя уровнями работы с музыкально-ритмическим материалом (первый уровень - освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе сотрудничества педагога и детей без специального разучивания, второй - индивидуально-ориентированный материал - это танцы, упражнения, игры); согласованность действий всего педагогического коллектива и родителей.

Реализация данной методики возможна лишь при соблюдении ряда дидактических принципов :

  • Принцип психологической комфортности предполагает создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов, а так же чувства удовлетворения, увлеченности деятельностью;
  • Принцип деятельности - дети осваивают новые движения, приобретают новые навыки и умения в процессе активной деятельности, приобретения собственного чувственного опыта, преодоления посильных затруднений в выполнении музыкально-ритмических упражнений;
  • Принцип научности и практической применимости предполагает построение работы в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка;
  • Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений. Навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления;
  • Принцип постепенности определяет необходимость построения деятельности в соответствии с правилами: « от известного к неизвестному», «от простого к сложному». Постепенность

обеспечивается усложнением движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, чередованием нагрузки и отдыха. Здесь важен индивидуальный подход;

  • Принцип индивидуальности предполагает использование средств, методов и форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития;
  • Принцип доступности реализуется через требование соответствия задач, средств и методов технологии возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня развития физической подготовленности и интеллекта;
  • Принцип учета возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребенка (ходьба, бег, прыжки), его двигательных навыков в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
  • Принцип наглядности является одним из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста;
  • Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе музыкально-ритмической деятельности, развитие сознательности, инициативы и творчества;
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса - организация совместной музыкально-творческой

деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектах.

Работа с педагогическим коллективом по реализации методики.

Работа с родителями по реализации методики.

Музыкально - ритмические движения — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

В моей работе по развитию музыкально - ритмических движений применяю различные средства и методы развития двигательной сферы дошкольника.

В авторской программе Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей» представлены танцы, игры с движением, разминки для детей от 2 лет и старше. Т. И. Суворова разработала множество композиций к сезонным праздникам, спортивных танцев, а также из творчества народов мира. Богатую фонотеку (классической, современной, народной музыки и песен), созданную автором, я применяю не только в разучивании танцев, но и как музыкальное сопровождение на праздниках, для развития танцевального творчества, умения импровизировать под музыку и как фонограммы для детского оркестра. Малыши с удовольствием исполняют танец «Ширмочки», «Веселые пары», «Танец курочек и петушков», старшим детям полюбились танцы: «Весна - красна», «Бабка - ёжка», «Полонез», «Россия - Родина моя» и многие другие. Танцевальные композиции составлены с учетом возрастных особенностей и умений детей, способствуют развитию навыков танцевальных движений.

Программа А. И. Бурениной «Топ - хлоп, малыши». Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы - воспитание интереса к музыкально - ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар, лежащий в основе - это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других.

В целом, программа «Топ, хлоп, малыши» представляет собой переработанную, адаптированную к раннему возрасту программу на основе программы Н. А. Ветлугиной.

Программа по ритмической пластике А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» направлена на целостное развитие личности детей 3 - 7 лет.

Автор разработал содержание психолого - педагогической работы с детьми на основе музыкально - ритмической деятельности, рекомендации к организации педагогического процесса, планированию работы и проведению мониторинга.

Программа «Этот удивительный ритм»

И. Каплунова , И. Новоскольцева

Данная книга поможет музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе. Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.

В результате применения методики развития музыкально - ритмических движений у детей улучшился музыкальный слух, память, чувство ритма, координация движений, умение ориентироваться в пространстве.
Дети активнее стали участвовать в выполнении творческих заданий, проявляя фантазию и используя знакомые элементы танца.
Методика позволила сформировать навыки выполнения разнообразных видов движений в соответствии с возрастными возможностями.
Наблюдаю положительную динамику развития у детей ритмичности, выразительности, координации движений, способности к импровизации: высокие показатели увеличились на 26%, выше среднего - 27%, средние уменьшились на 27%, низкие - на 28%.

1. Музыкально-ритмическое движение играет огромную роль в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыкальная форма развивается во времени и структурируется в соответствии с законами ритма. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности: метрическую пульсацию; чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей; смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» - линий и т.д. Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации.

Дети чрезвычайно чувствительны к ритму, в особенности, музыкальному. Воспитатели и педагоги знают, сколько радости доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку. Музыка дает детям мощные эмоциональные импульсы, вызывает разнообразные двигательные реакции. Умелое использование педагогом этой непосредственной эмоциональной восприимчивости, чувствительности детей к ритму ведет к созданию нужного на занятии эмоционального фона или эффекта: сосредоточенности, собранности, концентрации внимания, приподнятости настроения или расслабления, снятия напряжения.

2. Для детей дошкольного возраста разработана система занятий по музыкально-ритмическому движению , вобравшая в себя лучшее из отечественного и зарубежного опыта в этой области. В концепции данной системы музыке отводится ведущая роль, а движение рассматривается как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом как средство усвоения музыкальных закономерностей. Такая расстановка акцентов совершенно справедлива, она способствует тому, что занятия ритмикой в ДОУ занимают важное место в музыкальном развитии дошкольников.

Программы музыкально-ритмического воспитания в ДОУ предусматривают следующие разделы ритмики: музыкально-ритмические упражнения; танцы, пляски, хороводы; музыкальные игры.

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, поскоков. В данный раздел ритмики входят также упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, умения ориентироваться в пространстве. Однако в контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение.

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок познает мир через телесные ощущения, «мыслит» телом. В музыкально-ритмических упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться не просто в пространстве, но в осваиваемом им мире, мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой.

Основу программ составляют несложные танцы разных народов. Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.). Контраст звучания музыки реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осознается детьми.

В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, кукол, клоунов, пингвинов и т.п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжетность характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции.

Как и в любом виде музыкальной деятельности, характер музыкально-ритмических движений изменяется в зависимости от возрастного развития ребенка (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина и др.).


Так, например, на первом году жизни музыкально-ритмическая т деятельность малыша выражается в чисто импульсивной ре­акции на звуки музыки, отличается подражательностью. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку в виде дви­гательных реакций.

Дети второго и третьего года жизни с радостью двигаются, приплясывают, но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются показать их различный характер, могут выполнить отдельные действия, затрудняясь связы­вать их в целое, двигаются неточно и невыразительно, поскольку ко­ординация еще недостаточно развита. Практически отсутствует взаи­модействие детей друг с другом. Они могут услышать смену частей произведения (особенно контрастных) и изменить в соответствии с этим движения, но пока только с помощью взрослого, могут почувство­вать метрическую пульсацию и пробуют отметить ее хлопками.

На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно, изменять их в соответ­ствии с двухчастным музыкальным произведением, реагировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять простейшие дви­жения. Но эти движения еще недостаточно скоординированы, ре­акции несовершенны, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем за­трудняются при беге.

Малыши могут высказаться об игре, вспоминая ее отдельные моменты.

У детей пятого года жизни дифференцируются слуховые ощущения (они могут узнавать знакомые мелодии, различать яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки), поэтому они двигаются ритмичнее, согласованнее с харак­тером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с музыкой, выполняют более разнообразные движения. Развивается умение ориентироваться в пространстве, коммуникативные каче­ства, что способствует более слаженному осуществлению совмест­ной деятельности. Они способны в движениях передать двух- и трехчастную форму, характерным движением выразить музыкально-игровой образ. Дети могут ходить в соответствии с метрической пульсацией, но правильная передача ритмического рисунка их за­трудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроиз­водят. Дети могут делать замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений по тематике, сюжету, но пока мало связывают это с характером музыки.

У детей шестого года жизни появляются двигательная выразительность, индивидуальность в передаче музыкально-игровых образов, точность, ритмичность и грациозность в танце. Дети передают движениями повторные, контрастные части музыки, способны ощущать метрическую долю, в хлопках и движениях ис­полнять несложный ритмический рисунок, выделять сильную долю, смену темпа. Слушая произведение, они могут восстановить в па­мяти последовательность движений в играх, плясках. Детям этого возраста свойственно творчество в композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. В своих высказываниях они пыта­ются отметить некоторые связи музыки и движения.

Дети седьмого года жизни самостоятельно двигаются, различая форму произведения: деление на фразы, предложения, асимметричность построения, воспроизводят ритмический рисунок, изменяют темп, ускоряя и замедляя его. Они способны точно вы­полнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. В творческих заданиях проявляют инициативу, выдумку при передаче музыкально-игровых образов. Они способны, говоря о музыке и чувствуя ее выразительные осо­бенности, отметить ее связь с движением.

Читайте также: