Психологическая характеристика пожилого возраста. Психологические особенности пожилых людей. Типы приспособления личности к старости

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кущёвский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Особенности лиц пожилого и старческого возраста

Методическая разработка для преподавателя

теоретического (лекционного) занятия

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Раздел 1. Сестринский уход в гериатрии.

Специальность: 34.02.01 - Сестринское дело

курс – IV; семестр - VIII

ст-ца Кущёвская

Мотивация

Проблема старения и старости является объектом особой междисциплинарной отрасли знания – геронтологии. В центре внимания геронтологии находятся биологические, психологические и социологические аспекты старения.

При старении действует принцип гетерохронности. Он проявляется в том, что у человека не все органы и системы стареют одновременно и с одинаковой скоростью.

Старение – процесс закономерный и нормативный, оно имеет большой спектр индивидуальных различий. Индивидуальные особенности старения человека обусловливают существование различных вариантов старения. Клинико-физиологические показатели позволяют выделить несколько синдромов старости: гемодинамический (изменения в сердечно-сосудистой системе), нейрогенный (изменения в нервной системе), респираторный (изменения в дыхательной системе).

Внешние телесные изменения при старении хорошо известны (седина, морщины и др.). Кроме того, изменения в структуре скелета приводят к уменьшению роста, который может снизиться на 3-5 см в связи со сжатием межпозвоночных дисков. Возникает остеопороз (деминерализация костей, выражающаяся в утрате ими кальция), в результате кости становятся хрупкими. Уменьшается мышечная масса, вследствие чего снижаются сила и выносливость. Кровеносные сосуды теряют эластичность, некоторые из них закупориваются, из-за этого ухудшается кровоснабжение организма со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эффективность работы сердечно-сосудистой системы в целом снижается, ослабевает способность легких к осуществлению газообмена. В иммунной системе снижается выработка антител, и защитные силы организма ослабевают. В то же время регулярные физические упражнения, способствующие укреплению мышц, в пожилом возрасте улучшают соматический статус организма.

Важность изучения данной темы очевидна: полученные знания вам помогут в дальнейшем обучении на других учебных дисциплинах, при прохождении преддипломной практики, написании и защите выпускной квалификационной работы, и в будущей профессиональной деятельности.

Цели занятия

Дать знания студентам об особенностях лиц пожилого и старческого возраста.

      Дидактические:

После работы на лекционном занятии студент должен иметь представление:

    о характерных специфическихе изменениях в эмоциональной сфере человека в периоде поздней взрослости;

    о характерных специфических изменениях в высших психических функциях человека в периоде поздней взрослости;

    о возрастных морфофункциональных изменениях в органах и системах человека пожилого и старческого возраста.

Знать:

    периодизацию поздней взрослости;

    характерные специфические изменения в эмоциональной сфере человека в периоде поздней взрослости;

    проявления возрастной депрессии по Н. Ф. Шахматову;

    специфические изменения высших психических функций человека в периоде поздней взрослости;

    возрастные морфофункциональные изменения в органах и системах человека пожилого и старческого возраста.

Уметь:

    пользоваться терминологией;

    ответить по теме.

1.2. Развивающие:

    развивать познавательную деятельность студентов;

    развивать умение выделять узловые вопросы в лекционном материале;

    развивать профессиональный интерес к особенностям лиц пожилого и старческого возраста;

    развивать умения устанавливать связь рассматриваемого материала с имеющимися знаниями по другим клиническим дисциплинам.

2. Воспитательные:

    воспитывать познавательный интересу студентов, стремление приме-нять полученные знания на практике;

    воспитывать чувство ответственности за здоровье пациента;

    воспитывать профессиональный долг, любовь к медицинской профес-сии.

2. Методическая:

    углубить и расширить теоретические знания по теме;

    добиться эффективного усвоения учебного материала;

    обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса.

3. Продолжительность занятия: 90 минут.

4. Место проведения: лекционная аудитория.

5. Форма и методы организации процесса по Бабанскому.

5.1. Тип занятия: изучение нового материала.

5.2. Вид занятия – лекция.

5.3. Методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности студентов

5.3.1. Перцептивные методы:

    словесные: доклад;

    наглядные: демонстрация.

5.3.2. Логические методы:

    аналитико-синтетический;

    дедуктивный.

5.3.3. Гностические методы:

    репродуктивный.

5.4. Методы формирования интереса к учению:

    опора на ранее полученный жизненный опыт;

    ситуация занимательности.

5.4.1. Методы развития долга и ответственности к учению:

    методы положительного примера;

    методы создания благоприятного обучения.

5.4.2. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

Литература для преподавателя

Основная

Дополнительная

2. Крюкова Д. А. Здоровый человек и его окружение, 2015, стр. 438-441.

Литература для студентов

Основная

1. Ковтун Е. И. Сестринское дело в гериатрии. - СПб, 2014, с. 51-56, 65 – 177, 204-228.

Дополнительная

1. Бортникова С. М. Сестринское дело в неврологии и психиатрии с курсом наркологии. СПб-Издательство «Лань», 2015, с. 234-236, 238-243, 289-298.

Карта внутридисциплинарных связей

Обеспечивающие темы

Связь изученного и изучаемого

Обеспечиваемые темы

Возрастные анатомо-функциональные изменения у лиц пожилого и старческого возраста

Осложнения острых и хронических заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста

«Особенности развития заболеваний и фармакотерапии в пожилом и старческом возрасте»

«Течение острых и хронических заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста»

Карта наглядных пособий и ТСО

п/п

Вид

Наименование

ТСО

Мультимедийный проектор

Наглядности

Презентация

Средства наглядности

Особенности лиц пожилого и старческого возраста

Доска, мел, экран.

Карта междисциплинарных связей

п/п

Дисциплина

Тема

Обеспечивающие

Основы латинского языка с медицинской терминологией

Анатомическая терминология

Здоровый человек и его окружение

Зрелый возраст

Здоровье лиц пожилого и старческого возраста

Анатомия и физиология человека

Морфофункциональная характеристика аппарата движения

Анатомия и физиология органов дыхания

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы

Процесс кровообращения

Морфофункциональная характеристика органов ЖКТ

Обеспечиваемые

Производственная практика

Написание дипломной работы

Будущая профессиональная деятельность

Хронокарта лекционного занятия

п/п

Этапы занятия

Время

Организационный момент. Мотивация темы. Цели занятия, внутридисциплинарные и междисциплинарные связи

Актуализация опорных знаний

Изложение нового материала

Систематизация и закрепление изложенного материала

Подведение итогов.

Задание на дом

Итого:

Актуализация опорных знаний

п/п

Вид

Эталон ответа

Перечислите высшие психические функции?

восприятие, воображение, память, мышление и речь.

Трахея н ачинается от нижней границы гортани на уровне нижнего края 6 шейного позвонка и заканчивается на уровне

верхнего края 5 грудного позвонка

Из чего состоит сердечно-сосудистая система?

сердца и кровеносных сосудов

На какие две группы органов делится пищеварительная система человека?

на органы желудочно-кишечного тракта и вспомогательные органы (слюнные железы, печень, поджелудочная железа и др.)

Из чего состоит мочевыделительная система?

из пары почек, двух мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.

Ткань, которой богаты селезенка, миндалины, лимфатические узлы

лимфоидная

Перечислите виды костей

три вида - трубчатые, губчатые и плоские

План лекции

Введение

1. Периодизация поздней взрослости.

2. Характерные специфические изменения в эмоциональной сфере человека в периоде поздней взрослости.

3. Проявления возрастной депрессии по Н. Ф. Шахматову.

4. Специфические изменения высших психических функций человека в периоде поздней взрослости.

5. Возрастные морфофункциональные изменения в органах и системах человека пожилого и старческого возраста.

Лекция № 1

Тема: Особенности лиц пожилого и старческого возраста.

Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Некоторые авторы полагают, что у женщин период поздней взрослости начинается в 55, а у мужчин - в 60 лет. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три подгруппы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Четыре подпериода: 60-69 лет - предстарческий; 70 - 79 - старческий; 80 - 89 - позднестарческий; 90 лет и старше - дряхлость. Главной особенностью поздней взрослости является старение - генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными физиологическими и психологическими изменениями.

Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными.

Старческое беспокойство, эмоциональная отстраненность и в какой-то степени депрессия выполняют защитные функции:

1) Хроническая старческая озабоченность играет роль своеобразной готовности к фрустрации, поэтому помогает избежать пожилому человеку сильных эмоциональных всплесков в действительно критических ситуациях, придает остроту субъективной картине настоящего, помогает избежать скуки, является одним из способов структурирования времени.

2) Эмоциональное отстранение, внешне проявляемое как безразличие, помогает избежать глубоких страданий, которыми особенно насыщена старость, в том числе таких, как смерть близких людей.

3) Типичным для поздней взрослости является возрастно-ситуационная депрессия - равномерное и стойкое понижение настроения, возрастают! обидчивость и тревожная мнительность. При этом самому пожилому человеку это состояние кажется нормальным, поэтому всякая помощь отвергается.

Проявления возрастной депрессии (Н. Ф. Шахматов):

1. Ипохондрическая фиксация на болезненных ощущениях (живое обсуждение их с окружающими, сверхценное отношение к медицинским препаратам и способам лечения) - это защитный механизм, рассматривая болезнь, не видеть собственную старость.

2. Идеи о притеснении (основное чувство - обида, а мысль - «от меня все хотят избавиться»).

3. Тенденция к вымыслам, свидетельствующим о своей особой значимости (рассказывание действительных эпизодов своей жизни с преувеличением или вымыслом).

4. Чувство ненужности и чувство незащищенности - типичны для пожилых людей, но часто они не соответствуют их реальной жизненной ситуации. Источники этого чувства: первый - когда человек перестает быть нужным самому себе и проецирует это ощущение на окружающих; второй - это слабость человека, необходимо постоянное подтверждение своей нужности. Оба источника взаимосвязаны.

Уровень страхов в поздней взрослости повышается потому, что, с одной стороны, они накапливаются в течение жизни, с другой - угрозу представляет приближение конца. Страх смерти может проецироваться на окружение, которое в этом случае видится в негативном контексте.

Реакцией на непринятие собственной старости может стать суицид. Пожилые люди маскируют свои суицидальные намерения тем, что могут буквально заморить себя голодом, передозировать, перепутать или не принять вовремя лекарство.

ВПФ: мышление все более диалектичное, ослабляется способность к усвоению новых впечатлений, познавательной способности, памяти, запоминанию на текущие события, при сохранении на события прошлого, изменения интеллекта весьма индивидуальны.

Лица зрелого возраста психологически более тяжело реагируют на хронические и инвалидизирующие заболевания.

В органах дыхания в процессе старения происходят существенные изменения морфологические и функциональные. После 60 лет появляются дегенеративно-дистрофические изменения костей и мышц грудной клетки. Рёберные хрящи теряют эластичность в результате отложения в них солей кальция, нарушается подвижность реберно-позвоночных суставов. Остеохондроз грудного отдела, атрофия длинных мышц спины приводит к развитию старческого кифоза. Следствие - деформация грудной клетки (бочкообразная), а это приводит к снижению подвижности грудной клетки и ухудшению лёгочной вентиляции. Трахея в старости смещается вниз до уровня V грудного позвонка, просвет её расширяется, стенка кальцинируется. Вокруг бронхов разрастается соединительная ткань - выпячивание стенок бронхов, сужение просвета, нарушение функции, приводит к развитию патологических процессов. Лёгочная ткань теряет эластичность, стенки альвеол истончаются, возможны разрывы. Сосуды лёгких: в лёгочных артериях, артериолах и венулах развивается фиброз. Понижено количество функционирующих капилляров, проницаемость капилляров, уменьшается наполнение кровью сосудов лёгких. Жизненная ёмкость лёгких уменьшается из-за морфологических изменений дыхательного аппарата. Нервный аппарат, регулирующий дыхание, так же изменяется в процессе старения. Ослабление регуляции дыхания приводит, к снижению приспособления дыхательной функции при физических нагрузках, затрудняется выработка условных дыхательных рефлексов, учащаются дыхательные аритмии. В старости снижается кашлевой рефлекс, что приводит к нарушению дренажной функции. В процессе старения формируются приспособительные механизмы поддерживающие оптимальные для стареющего человека механизмы. Компенсаторные механизмы: повышение чувствительности к углекислоте дыхательного центра и сосудистых хеморецепторов. Приспособительные: повышение чувствительности ядер гипоталамуса к адреналину и ацетилхолину. Приспособительный механизм легко истощается и декомпенсируется после нагрузок.

В сердечнососудистой системе в пожилом возрасте происходят возрастные склеротические поражения в первую очередь, сосудов сердца, крупных и мелких сосудов, что приводит к недостаточности кровоснабжения жизненно важных органов и тканей.

Склеротические изменения в миокарде приводят к снижению его сократительной способности. С возрастом нарушается электролитный обмен в тканях, влияющий на сократительную способность миокарда. Это приводит к нарушению возбудимости миокарда и частым аритмиям. У пожилых людей артериальное давление имеет тенденцию к повышению, а венозное давление с возрастом снижается. С возрастом отмечается так же закономерное снижение физической работоспособности пожилых людей. В связи с этим изменяется резервное адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы.

Кроме того, атеросклеротическое поражение сосудов сердца приводит к нарушению коронарного кровотока. В результате наступает ишемия, дистрофия мышечных волокон сердца, их атрофия, замещение их соединительной тканью. Так развивается атеросклеротический кардиосклероз, сердечная недостаточность, различные нарушения сердечного ритма. ЧСС в старческом возрасте имеет тенденцию к замедлению. При больших нагрузках у пожилых людей быстро появляется несоответствие между кровоснабжением сердечной мышцы и её потребностью в кислороде и питательных веществах.

В процессе старения в органах пищеварения развиваются атрофические процессы, и нарушается их функция. Ротовая полость: из-за кариеса и пародонтоза количество зубов уменьшается, цвет желтоватый, стёртые зубы, в эмали трещины. Объём ротовой полости уменьшается, атрофируются кости лицевого черепа, нарушается прикус. Атрофия подвержена мимическая и жевательная мускулатура. Затруднено откусывание и жевание. Слюнные железы: атрофируются – это приводит к постоянной сухости во рту, к возникновению трещин на языке и губах. Язык: увеличивается, нарушается вкусовая чувствительность на сладкое, кислое, горькое. Ферментная активность слюны снижается, что ведёт к нарушению пищеварения в полости рта. Пищевод: удлиняется, искривляется. Во всех слоях стенки пищевода появляются атрофические изменения. В средней части пищевода может произойти затруднение прохождения пищи, с возрастом возрастает частота рефлюкса (заброс содержимого желудка в пищевод). Желудок: в процессе старения все структурные элементы его стенок изменяются. Толщина слизистой оболочки уменьшается и уменьшается количество секреторных клеток. Кровоснабжение стенок желудка уменьшено. Возрастные изменения стенки желудка приводит к нарушению секреторной и моторной функций. Кишечник: общая его длина увеличивается, часто за счёт некоторых участков толстой кишки. Изменение кишок происходит из-за возрастных ослабленный мышечного тонуса и употребления в течение жизни больших количеств, грубой пищи. Нарушение моторной функции кишечника приводит к возникновению «старческого запора». Изменение микрофлоры кишечника: повышается количество бактерий гнилостной группы, уменьшается - количество бактерий молочнокислой группы. У стариков чаще развиваются полипы толстой кишки. С возрастом уменьшается масса печени – это вызывает нарушение белкового, жирового, углеводного и пигментного обменов. Желчный пузырь: увеличен в объёме, двигательная функция его ослабляется, что приводит к застою желчи. Поджелудочная железа: её атрофические изменения происходят после 40 лет. Железистые клетки гибнут, замещаясь соединительной тканью, объём жировой ткани повышен. Эндокринные функции поджелудочной железы: содержание инсулина в крови повышено, но т.к. часть его находится в неактивном состоянии уровень глюкозы в крови у людей старшего возраста увеличивается.

Болезни почек - частая патология старости. По мнению отечественных нефрологов, они входят в 4 главные причины смерти у людей пожилого и старческого возраста. С возрастом прогрессирует гибель почечной паренхимы - к старости у человека теряется 1/3 – ½ нефронов, разрастается соединительная ткань, формируется возрастной нефросклероз. При старении снижается потребление почками кислорода, уменьшается количество митохондрий в клетках, уменьшается общая АТФ-ная активность, что приводит к сокращению энергетического обмена в органе. Падает физиологический уровень почечного кровообращения клубочковой фильтрации. Снижается экскреторная (азото - водная) функция почек и это ведёт к формированию возрастной почечной гипофункции, торпидного типа реакции органа на раздражение. Почечные чашечки, лоханки, мочеточники с возрастом утолщаются, теряют эластичность, увеличивают ёмкость. Стенки мочевого пузыря уплотняются, что приводит к снижению его ёмкость, и как следствие к учащению позывов к мочеиспусканию. Функция замыкательного аппарата мочевого пузыря снижается, что приводит к недержанию мочи. Возрастные структурные метаболические функциональные регуляторные изменения уменьшают надёжность мочевыделительной системы, повышают вероятность декомпенсации (особенно почек) в условиях стресса – это важно знать в рамках снижения дозы лекарственных препаратов.

В процессе старения щитовидная железа подвергается физиологической инволюции, протекающей в нескольких вариантах (В. JI. Быков):

Железа представлена крупными фолликулами, растянутыми плотным коллоидом с высоким содержанием нейтральных мукополисахаридов. В этом случае резорбтивные процессы страдают больше, чем синтетические;

Железа состоит из мелких фолликулов, выстланных уплощенными клетками. Объем стромы несколько увеличен;

Наряду с инволютивными процессами в тиреоидной паренхиме обнаруживаются кистозные изменения.

Любой вариант инволюции щитовидной железы сопровождается снижением относительного объема эпителия и падением в нем активности ферментных систем. Высота тиреоидного эпителия уменьшается, коллоидная субстанция уплотняется, снижается митотическая активность эпителиальных клеток, характерна структурная дезорганизация митохондрий, увеличивается интерфолликулярная соединительная ткань. В результате в процессе старения нарушаются все три периода секреторного цикла тиреоцитов: биоринтез, выделение продуктов в просвет фолликула и выведение тиреодных гормонов в циркуляторное русло. Кроме этого с возрастом снижается васкуляризация щитовидной железы, которая по интенсивности кровоснабжения занимает в организме первое место (на 10 г ткани приходится 56 мл крови). Изменения структуры кровеносных капилляров в щитовидной железе более выражены, чем в других железах внутренней секреции.

С возрастом костный мозг, органы, богатые лимфоидной тканью, (селезенка, миндалины, лимфатические узлы), подвергаются инволюции. В связи с этим к 65 - 75 годам в периферической крови снижается число Т- и В- лимфоцитов. В костном мозге постепенно происходит замещение кроветворной ткани жировой. Отмечается тенденция к увеличению скорости осидания эритроцитов. Несмотря на эти особенности, уровень гемоглобина, лейкоцитов, тромбоцитов, лейкоцитарная формула, показатели свертывания крови, транспорт кислорода у пожилых людей практически не изменяется. При заболеваниях и различных функциональных напряжениях у пожилых людей снижаются адаптационные возможности организма, в том числе со стороны крови.

Система опоры и движения закономерно изменяется в процессе старения. В формировании возрастных изменений сочетаются как биологически обусловленные процессы, так и результаты статико- динамических нагрузок на опорные ткани в течение жизни, а так же ослабленных возрастом нервно - мышечных влияний на них, Изменения в опорно - двигательном аппарате с возрастом характеризуется дистрофическими, деструктивными изменениями с преобладанием остеопороза атрофических или гиперпластических процессов. Параллельно развиваются компенсаторно - приспособленные реакции, направленные на восстановление потерянной функции и структуры (костно - хрящевые разрастания тел позвонков и дисков, изменения их формы и кривизны позвоночника).

Клинически это проявляется умеренной утомляемостью при ходьбе, периферической тупой болью в суставах и позвоночнике, нарушением осанки и походки, уменьшением роста, ограничением подвижности в суставах, нейродинамическими изменениями позвоночника, свойственными остеохондрозу и др.

Вопросы для закрепления материала

п/п

Вид

Эталон ответа

Как часто называют период поздней взрослости?

геронтогенезом, или периодом старения

Какие функции выполняют старческое беспокойство, эмоциональная отстраненность и в какой-то степени депрессия?

защитные

Что может быть реакцией на непринятие собственной старости у пожилых людей?

замаскированные суицидальные намерения

Что в первую очередь подвергается возрастным склеротическим поражениям в сердечно-сосудистой системе в пожилом возрасте?

сосуды сердца

Возраст, с которого происходят атрофические изменения в поджелудочной железе

сорок лет

Вопросы для обобщения и систематизации

п/п

Вид

Эталон ответа

Клиническая ситуация:

К вам, участковой медицинской сестре, обратился родственник пациентки, находящейся в трауре, страдающей заболеванием почек, с просьбой объяснить причину минимально назначенной врачом дозы лекарственного препарата. Ваши объяснения.

Возрастные структурные метаболические функциональные регуляторные изменения уменьшают надёжность мочевыделительной системы, повышают вероятность декомпенсации (особенно почек) в условиях стресса – это важно знать в рамках снижения дозы лекарственных препаратов.

Заключение

Пожилыми принято считать людей в возрасте 60-65 лет. В подавляющем большинстве они активны, продолжают работать после выхода на пенсию, либо помогают своим детям вести хозяйство, занимаются внуками. Даже после 70 лет многие люди остаются активными, востребованными, следят за собой, имеют свою жизненную позицию. На их самочувствие сильно влияют отношения к ним близких, атмосфера в семье, хороший уход и питание.

Пожилой и старческий возраст – время, когда одолевают психологические проблемы. Замедление важных психических функций, ослабление памяти, внимания, снижение способности мыслить, анализировать. Ослабление способности к адаптации. Стрессы, переживания, связанные с потерей друзей, близких, утратой трудоспособности.

Снижение самооценки, вследствие ощущения своего возраста. Дефицит общения, одиночество, отсутствие интереса к современной жизни. Многие люди живут прошлым, своими воспоминаниями. Депрессия, суицидальные мысли, связанные с отсутствием жизненной перспективы, болезнями, ненужностью семье, бывшим сотрудникам, страхом близкой смерти.

После 65 лет анатомо-физиологическая система каждого человека претерпевает ряд серьезных изменений на генетическом, иммунном, гормональном уровне. Изменяются все ткани, органы, системы организма. Ухудшается состояние здоровья, меняется общественное положение человека.

С наступлением старости возрастные изменения становятся все более выраженными: ухудшается состояние нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и других систем. Многие тысячи клеток погибают ежедневно, кровеносные сосуды, мышцы, сухожилия, соединительная ткань утрачивают упругость, эластичность. Замедляется работа сердца, снижается активность кровообращения, начинается процесс дегенерации почек, печени, пищеварительной системы. Становятся слабее реакции, теряют силы мышцы, изменяются кости, суставы. Внутренние изменения отражаются на внешнем облике: становится дряблой, морщинистой кожа, возникает пигментация. Седеют, редеют волосы, выпадают зубы.

Медицинский работник должен понимать особенности, проблемы пожилых и старых людей, стараться облегчить им жизнь, помочь адаптироваться в новых реалиях, оградить от одиночества, оказывать хороший уход.

Домашнее задание

1. Ковтун Е. И. Сестринское дело в гериатрии. - СПб, 2014, с. 51-56, 65-177, 204-223.

2. Лекция № 1 Особенности лиц пожилого и старческого возраста.

3. Подготовка беседы с родственниками пациента

«Конструктивная позиция» - люди с такой позицией, как правило, всю жизнь были спокойными, довольными и веселыми. Они сохраняют эти черты и в старости. Они позитивно относятся к жизни, которой радуются, и, в то же время, способны примириться с приближающейся смертью, не страшась ее. Они активны, стремятся помогать другим. ТЛз своей старости и недомоганий трагедии не делают, ищут развлечений и контактов с людьми. Такие люди, скорее всего, благополучно проживают свой последний период жизни.

«Зависимая» - присуща пожилым людям, которые всю жизнь не очень-то доверяли себе, были слабовольными, уступчивыми, пассивными. Старея, они с еще большим усилием ищут помощи, признания, а не получая этого, чувствуют себя несчастными и обиженными.

«Защитная» - формируется у такого типа людей, которые как бы «покрыты броней». Они не стремятся к сближению с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощь, держатся замкнуто, отгораживаясь от людей, скрывая свои чувства. Старость они ненавидят. Они не желают отказываться от активности и работы.

«Враждебность к миру» - «гневливые старики», обвиняющие окружающих и общество, виноватых, по их мнению, во всех поражениях и неудачах, которые они претерпели в жизни. Люди этого типа подозрительны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, цепляются за работу.

«Враждебность к себе и своей жизни» - пассивная жизненная позиция, при которой люди лишены интересов и инициативы, склонны к депрессии и фатализму. Старики чувствуют себя одинокими и ненужными. Свою жизнь считают неудавшейся, к смерти относятся без боязни, как к избавлению от несчастливого существования.

Динамику психического старения определяет четыре группы реакций:

  1. Реакции на уменьшившиеся физические (телесные) ощущения и их субъективная переработка: снижается физическая возможность организма - медленные движения, запоздалая реакция на раздражение и т.п.
  2. Реакции на изменение психических функций и их субъективные переживания: снижение кратковременной памяти, быстрое истощение внимания, трудности восприятия проблемы во всем ее многообразии, нарушение быстроты психических реакций и адаптационных возможностей - все это нередко приводит к заниженной самооценке, сужению интересов и круга общения.
  3. Реакции на изменение социальной сферы и социальных связей.

Согласно предложению В.В. Болтенко, в процессе возрастных изменений социальных реакций можно выделить ряд этапов:

  • сохранение связей с тем видом деятельности, который был ведущим для человека (либо непосредственно в виде эпизодической работы, либо опосредованно, через чтение специальной литературы или написание статей на профессиональные темы);
  • сужение круга интересов за счет выпадения профессиональных привязанностей (в общении преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных новостей, семейных событий - предыдущая профессиональная деятельность не находит отражения);
  • главенствующей становится забота о личном здоровье (наиболее значимы разговоры о лекарствах и способах лечения, личность лечащего врача);
  • смысл жизни - сохранение самой жизни (круг общения - проживающие вместе члены семьи, социальный работник, врач);
  • поддержание жизнедеятельности - эмоциональность общения почти отсутствует.
  1. Реакции, связанные с мыслями о приближающейся смерти.

Люди неоднозначно относятся к факту смерти. На это своеобразие оказывают влияние: тип темперамента, культурная среда, религиозные представления человека.

Психологические особенности пожилых людей могут быть и психопатологическими, протекающими в шесть этапов (по Лейден и Ли):

  • Все более значимыми становятся повторяющиеся воспоминания прошлого, а не реальная жизнь.
  • Прогрессивно нарастает снижение памяти.
  • Действительность становится нереальной и все более отдаляется.
  • Появляется растерянность, беспомощность, затем - апатия К окружающему, которую сменяет дезориентировка в происходящем.
  • Спутанность сознания, старческая аменция (полная бесчувственность сознания), нарушается контроль за работой сфинктеров.
  • Полная беспомощность.

Психологические особенности пожилых людей строго индивидуальны и зависят от наследственности и наступления старости в роду, наличия соматических заболеваний (в роду и у конкретного лица), психического стресса и длительного неудовлетворения значимых потребностей.

Урок №2

Введение в геронтологию. Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого возраста.

Геронтология – раздел биологии и медицины, изучающий закономерности старения живых существ, в том числе и человека.

(греч. – «герон» - старец + «логос» = учение).

Геронтология включает в себя следующие разделы: биологию старения (старость), гериатрию, герогигиену, геронтопсихологию, геродиететику.

Гериатрия – учение о болезнях пожилых и старых людей.

Герогигиена – раздел геронтологии, изучающий влияние условий жизни на процесс старения человека и разрабатывающий мероприятия, направленные на предупреждение патологического старения.

Геронтопсихология – раздел геронтологии, изучающий особенности психики и поведения лиц пожилого и старческого возраста.

Начало научной геронтологии связывают обычно с именем великого английского философа Ф. Бэкона (г.) среди наук, которым не уделялось должного внимания, была, по его мнению, наука об увеличении продолжительности жизни.

В России проблемами старости занимались – в 1889 году в Санкт-Петербурге обследовал 2240 престарелых человек. Обследование позволило сделать вывод, что старость – это физиологический, естественный процесс.

– проводил экспериментальное изучение старения, выдвинул аутоинтоксикационную теорию старения, связанную с функцией кишечника.

– полагал, что ведущие механизмы старения определяются возрастными изменениями соединительной ткани.

(1985 г.) – создал адаптационно-регулярную теорию старения. В ходе старения параллельно идёт процесс витаукта (vita – жизнь, auctum – увеличивать), стабилизирующий жизнедеятельность организма, повышающий его адаптационные возможности.


Биология старения.

Старость – закономерно наступающий заключительный период возрастного развития (заключительный период онтогенеза).

Старение – биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом, приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма.

Для развития старения характерна:

гетерохронность – различие во времени наступления старения отдельных органов и тканей (тимус атрофируется в возрасте 13-15 лет, половые железы – в 48-52 года у женщин);

гетеротопность – различная выраженность процессов старения для разных органов и систем.

Старение – многопричинный процесс, вызываемый многими факторами, действие которых повторяется и накапливается в течение всей жизни. Среди них – стресс, болезни, накопление свободных радикалов, воздействие ксенобиотиков (чужеродных веществ), температурные повреждения, недостаточное выведение продуктов распада белков, гипоксия и другие.

Старение – многоочаговый процесс, он возникает в разных структурах клеток: в ядре, мембранах; в разных типах клеток: нервных, секреторных, иммунных, почечных и других.

По теории темп возрастных изменений определяется соотношением процессов старения и витаукта.

В настоящее время существует множество теорий старения, но ведущее значение придаётся двум:

Старение – генетически запрограммированный процесс, результат закономерного развития программы, заложенной в генетическом аппарате. В этом случае действие факторов окружающей среды и внутренней среды могут повлиять на темп старения, но в незначительной степени. Старение – результат разрушения организма вследствие неизбежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни, т. е. вероятностный процесс.

Для вероятностных теорий старения общим признаком будет – появление и накопление «ошибок» в жизнедеятельности клеток или ослабление их функций (это некоторые из них):

* теория свободных радикалов – старение возникает вследствие повреждений, вызываемых свободными радикалами;

* теория накопления липофусцина – (старческого пигмента – продукта окисления белков и жира), старение – это накопление вредных (балластных) веществ, как побочного продукта метаболизма;

* теория износа организма – предполагает, что старение является результатом обычного износа, как любое физическое тело от длительного существования;

* теория соматических мутаций – старение, это результат соматических мутаций из-за внешних и внутренних факторов.

Возрастные группы.

Биологический, паспортный возраст

В 1958 году в Киеве был создан Научно-исследовательский институт Геронтологии, где ВОЗ в 1963 году провёл конгресс, на котором была принята возрастная классификация:

45 – 59 лет – зрелый возраст

60 – 74 – пожилой

75 –89 – старческий

более 90 – долгожители

Биологическая видовая продолжительность жизни человека – 95 +- 5 лет, (кошки – 18 лет, хомяки – 3-4 года, собаки – 15 лет).

Виды возрастов

Паспортный – хронологический = календарный возраст – период от рождения до момента его исчисления. Имеет чёткие градации – день, месяц, гол.

Биологический (анатомо-физиологический) – характеризует биологическое состояние организма (его жизнеспособность, работоспособность). Биологический возраст может не соответствовать календарному (опережает или отстаёт от него).

Существует целый ряд тестов на определение биологического возраста.


Чем больше календарный возраст опережает биологический, тем медленней темп его старения, тем больше должна быть продолжительность его жизни.

Естественное старение – характеризуется определённым темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих возможностям конкретного человека.

Преждевременное старение – прогерия может развиться у детей (с первых месяцев жизни) – смерть наступает примерно в 13 лет со всеми признаками старости.

Анатомо-физиологические особенности.

Система органов

Признаки старения

Механизмы старения

Общие изменения в организме - уменьшение: общего содержания жидкости в организме, мышечной массы, внутриклеточной жидкости; увеличение количества жира.

Появление морщин, пурпура от микротравм, раны на коже от давления и их медленное заживление, сухость кожи, частый зуд. Выпадение и поседение волос. Ослабление осязания.

Атрофия подкожно-жировой клетчатки: снижение эластичности кожи, функции потовых и сальных желёз, увеличение хрупкости сосудов, снижение волосяного пигмента, уменьшение способности клеток к воспроизводству.

Характерна старческая дальнозоркость, уменьшение адаптации к темноте, сужение полей зрения.

Изменение эластичности хрусталика, накоплением липидов во внешнем крае радужки.

Ухудшение слуха, особенно восприятия звуков высокой частоты, уменьшение способности различать звуки (особенно по телефону, быструю речь), потеря разборчивости чужой речи. Снижение чувства равновесия – головокружение, падения.

Возрастные изменения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата: остеопороз слуховой косточки, атрофия суставов между слуховыми косточками, атрофия клеток спирального (кортиева) органа, снижение эластичности основной мембраны, атеросклероз сосудистой системы.

Нарушение прикуса, акта кусания и механической обработки пищи в полости рта. Ухудшение восприятия вкусовых ощущений, уменьшение удовольствия от приёма пищи, сухость во рту. Дисфагия – нарушение глотания. Снижение секреторной и всасывательной функции ЖКТ. Запоры.

Ослабление обоняния: потеря восприятие запахов и способность различать запахи.

Уменьшение размеров верхней челюсти, атрофия жевательных мышц, потеря зубов. Уменьшение количества вкусовых сосочков на 50%, атрофия слюнных желёз. Ослабление подвижности пищевода и нарушение функции сфинктеров. Ослабление перистальтики кишечника. Снижение антитоксической функции печени.

Ослабление функции клеток, воспринимающих запах, курение, и различные химические вещества.

Дыхательная система

Снижение ЖЕЛ, ухудшение бронхиальной проходимости, нарушение дренажной функции бронхов, снижение кашлевого рефлекса, уменьшение общей и местной иммунологической реактивности.

Ослабление эластичности лёгочной ткани, уменьшение количества альвеол, ослабление дыхательной мускулатуры, ограничение подвижности грудной клетки (формирование кифоза).

Сердечно-сосудистая система

Уменьшение сократительной способности миокарда. Уменьшение пластичности сосудов. Ухудшение коронарного кровообращения. Увеличение артериального давления и уменьшение венозного. Увеличение размеров сердца.

Уменьшение количества клеток миокарда, атрофия и склероз. Склеротическое уплотнение сосудов (аорты, артерий). Уменьшение количества функционирующих капилляров. Уменьшается величина минутного объёма сердца, т. к. урежается частота сердечных сокращений.

Мочевыделительная система

Снижение фильтрации и реабсорбции. Учащение позывов к мочеиспусканию. Стрессовое недержание мочи

Уменьшается на 1/3 – 1/2 количество нефронов из-за возрастного нефрологического склероза. Утолщается стенка мочевого пузыря, ослабление тонуса сфинктеров. Уменьшение объёма мочевого пузыря.

Эндокринная

Менопауза, атрофия влагалища. Снижение у мужчин либидо, потенции. Снижение основного обмена. Повышение уровня сахара в крови.

Снижение половых гормонов (быстро у женщин, постепенно у мужчин). Снижение количества гормонов щитовидной железы. Уменьшение выработки инсулина.

Костно-мышечная система

Уменьшение роста, мышечной силы и массы. Формирование кифозов (горб). Остеопороз – уменьшение костной массы – склонность к переломам. Окостенение суставов и их воспаление.

Снижение (атрофия) мышц. Искривление позвоночника. Уменьшение содержания минеральных веществ в костях (к 60 годам плотность у мужчин составляет 70%, а у женщин – 60% от нормальной). Обызвествление хрящей, разрушение их с потерей влаги. Повышение окостенения сухожилий.

Остеопороз

Это снижение плотности кости в результате уменьшения количества костного вещества кальция.

Снижение памяти, уменьшение способности к обучению

Атрофия мозга из-за гибели нейронов. Ухудшение мозгового кровообращения. Сужение черепно-мозговых сосудов. Снижение ортостатических рефлексов. Снижение чувствительности к изменениям температуры. Уменьшение чувства жажды и желания пить. Снижение функции спинного мозга.

Объём крови практически не изменяется. Тенденция к уменьшению эритроцитов и Нв. Уменьшение лейкоцитарной реакции при воспалительных процессах. При кровопотерях и стрессах резко снижаются адаптационные возможности системы.

Уменьшается объём костного мозга (замещается жировой и соединительной тканью) – в 70 лет – кроветворная ткань костного мозга составляет 30%.

Иммунная

Повышенная восприимчивость к инфекциям и злокачественному росту. Нарушение иммунного ответа.

Снижение клеточного иммунитета. Снижение Т-лимфоцитов (атрофия вилочковой железы). Снижение выработки первичных антител .

Вопросы для самоподготовки к занятию

Раздел темы

Литература

Установочная инструкция

Вопросы для самоконтроля

Введение в геронтологию.

Материалы для уроков.

Материалы для уроков.

Материалы для уроков.

Материалы для уроков.

Материалы для уроков.

Выучить определения «старость», «старение».

Иметь представление о основоположниках геронтологии и теориях старения организма.

Ответить на задание для самоконтроля.

Выучить возрастные критерии по классификации ВОЗ.

Ответить на вопросы для самоконтроля.

Дайте определение терминам «старость», «старение».

Перечислить ФИО основоположников геронтологии.

Какие теории старения Вы знаете? Охарактеризуйте их.

Дайте определение геронтологии, гериатрии, герогигиены, геронтопсихологии.

Назовите возрастные критерии зрелого, пожилого, старческого возрастов.

Что такое биологический и паспортный возраст?

Назовите виды старения.

АФО лиц пожилого и старческого возраста.

Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды: Учебник для студентов мед. училищ и колледжей , и др. Изд. Академия 2002 г.

Глава 6.5 стр.

Материалы для уроков. Урок №2.

Знать АФО лиц пожилого и старческого возраста.

Опишите АФО:

Желудочно-кишечного тракта

Дыхательной системы

изменения сердечно-сосудистой системы

Моче-выделительной системы

Эндокринной системы

Костно-мышечной системы

Центральной нервной системы

Системы крови и иммунной системы

Пожилой возраст характеризуется нарастанием признаков старения и заболеваний, свойственных этому возрасту.

Процесс старения - генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.

В то же время старение реально создает много психологических трудностей: ведь это годы «вынужденной праздности», часто проводимые в отрыве от работы с ощущением контраста «той» и «этой» жизни, которая многими воспринимается как унизительная. Вынужденное безделье часто становится патогенным фактором в соматическом и психическом отношении, поэтому многие стараются остаться трудоспособными, трудиться и приносить посильную пользу.

Выделение периода старения и старости связано с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин.

Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Но современные исследования показывают, что в последние десятилетия процесс старения замедляется. Человек 55-60 лет может совершенно не ощущать себя старым и по социальным функциям может находиться в когорте взрослых - зрелых людей. Так же и само старение внутри указанных фаз не является однородным: кто-то устает от жизни уже к 50 годам, а кто-то и в 70 может быть полным сил и жизненных планов.

Старению подвержены все телесные органы и системы организма, даже при оптимальных генетических и средовых условиях. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это происходит в костных сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам. Иссушение кожи, в свою очередь препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры и поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.д.

Многие исследования свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе его инволюции. Вместе с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых к пониманию старения как чрезвычайно сложного, внутренне противоречивого процесса, для которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма. С физиологической и психологической точек зрения, старость менее жестко связана с хронологическим возрастом, чем любой более ранний период жизни.

Сложность процесса старения выражается в усилении и специализации действия закона гетерохронии, в результате чего имеют место длительная сохранность и даже улучшение функционирования одних систем и ускоренная, происходящая разными темпами, инволюция других. Дольше всего сохраняются в организме те структуры и функции, которые тесно связаны с осуществлением основного жизненного процесса в его наиболее общих проявлениях. Хотя эволюционно-инволюционные процессы присущи всему онтогенезу в целом, именно в период старения разнонаправленность определяет специфику как психического, так и непсихического развития. Кроме того, все изменения в период старения носят индивидуальный характер.

Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные системы; активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные явления старения. Таким образом, можно сказать, что период позднего онтогенеза является новым этапом развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования.

Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период онтогенеза должно усиливаться

Типологии личности в пожилом возрасте.

1. Конструктивный тип: характерны внутренняя уравновешенность, позитивный эмоциональный настрой, критичность по отношению к себе и терпимость к другим. Оптимистическая установка к жизни сохраняется после окончания профессиональной деятельности. Самооценка довольно высока, строят планы на будущее, рассчитывают на помощь окружающих.

2. Зависимый тип - социально приемлем. Выражается в подчиненности супружескому партнеру или ребенку, в отсутствии высоких жизненных и профессиональных претензий. Эмоциональное равновесие поддерживается благодаря включенности в семейную среду и надежде на постороннюю помощь.

3. Защитный тип: преувеличенная эмоциональная сдержанность, прямолинейность в поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности». Расценивается как невротический тип.

4. Агрессивно-обвинительный тип. Пожилые люди стремятся «переложить» на других вину и ответственность за собственные неудачи, не принимают свою старость, отгоняют мысль о выходе на пенсию, с отчаянием думают о утрате сил и смерти, враждебно относятся к молодым людям, ко всему «новому, чужому миру». Их представление о себе и о мире рассматриваются как неадекватные.

5. Самообвинительный тип - обнаруживается пассивность, безропотность в принятии трудностей, склонность к депрессиям и фатализму. Чувство одиночества, покинутости, пессимистическая оценка жизни в целом, когда смерть воспринимается как избавления от несчастливого существования.

И.С. Кон в качестве критерия для выделения социально-психологических типов пожилого человека использует направленность деятельности.

1. Позитивные, психологически благополучные типы старения:

Продолжение после выхода на пенсию общественной жизни, активное и творческое отношение;

Устройство собственной жизни - материальное благополучие, хобби, самообразование; хорошая социальная и психологическая приспособленность;

Приложение сил в семье, на благо другим ее членам. Хандры и скуки нет, но удовлетворенность жизнью ниже, чем в двух первых группах;

Смысл жизни связывается с укреплением здоровья. Этот вид организации жизнедеятельность дает определенное моральное удовлетворение, но иногда сопровождается повышенной тревожностью в отношении здоровья.

2. Отрицательные типы развития: агрессивные ворчуны; разочаровавшиеся в себе и в жизни, одинокие и грустные неудачники, глубоко несчастные.

Таким образом, пожилые люди не составляют монолитной группы. Изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и др. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

Социальное положение пожилых людей

Россия занимает 4-е место в мире по численности пожилого населения. В результате сложившейся демографической ситуации, которая сопровождается "постарением" населения, увеличением абсолютной и относительной численности старших возрастных групп населения, становится все более актуальной проблема оказания социально-психологической помощи людям пожилого возраста. Именно группы пожилых и старых людей в большей степени подвержены опасности оказаться в зоне риска, который определяется по признакам нарушения взаимодействия в социальной среде.

Общеизвестно, что положение стариков особенно ухудшилось во второй половине, а особенно в конце XX столетия. Объективная картина настоящего положения дел заставляет, к сожалению, утверждать, что положение пожилого человека становится все более трудным... уважение к возрасту, бывшее еще правилом в недавнем прошлом, сегодня исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям.

Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним .

В современной России пожилой человек в современном обществе сталкивается со следующими проблемами:

Во-первых, это проблемы экономического порядка. Пожилые люди в силу объективных причин в подавляющем большинстве являются нетрудоспособными, а потому возникает проблема их материального обеспечения. Да к тому же влияние резкого ухудшения условий труда и жизни для многих миллионов мужчин и женщин, особенно сильно отразилось на пенсионерах.

Анализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов в России свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите со стороны государства. Почти в один день большая часть граждан пожилого возраста потеряла все свои сбережения, которые откладывались в течение всей жизни и сберегались "на достойную старость и похороны" .

Обесцененными оказались все достижения их прошедшей жизни: идеалы их молодости и зрелости признаны ложными, а сами они не только потеряли уважение молодого поколения, но, как постоянно внушается, представляют "обузу для трудового населения".

Во-вторых, это проблемы нравственных взаимоотношений как пожилого человека с обществом, так и общества с пожилыми людьми. При разрыве привычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса часто возникают психологические проблемы, приводящие к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективным существованием.

Главная трудность заключается в изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и активной жизни в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям.

Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана также и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства, как на предприятиях, так и в получении работы на дому.

Важной социальной проблемой пожилых людей является постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу справляться со своими недомоганиями и одиночеством. Если раньше, основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.

В условиях нашей страны, когда средняя продолжительность жизни женщин примерно на 12 лет больше, чем у мужчин, пожилая семья, чаще всего заканчивается женским одиночеством .

Одиночество в современном мире давно перестало быть проблемой отдельных индивидов, по специфическим причинам не сумевших адаптироваться к обществу, превратившись в серьезную социальную проблему, от решения которой не в последнюю очередь зависит социальное здоровье. Проблема одиночества пожилых людей сегодня становится острой проблемой.

Лица старшего возраста попадают в состояние одиночества по многим причинам, из-за таких феноменов как индивидуализм, эгоцентризм, изолированность, отчуждение. Личность в состоянии одиночества трагически переживает свою заброшенность в социум и затерянность в нем. Одиночество может вызывать различную реакцию - от болезненного страдания до активного протеста.

В-третьих, это круг вопросов, связанных с решением проблем ослабленного здоровья пожилых людей.

Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых людей отличается иногда раздражительностью, обидчивостью, возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу из дома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие - но нужно помнить, что помощь нужна не только пожилому человеку, но и его семье.

В-четвёртых, немаловажным является решение проблемы досуга, культурно-нравственной востребованности пожилых людей, рекреации, адаптации пожилого человека, ещё недавно принадлежащего к трудоспособной возрастной когорте, к новой социальной роли .

Таким образом, сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи - пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. В России около 23% населения являются пожилыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.

2. Психологические особенности пожилых

Старость - это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определённого возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде человека, уменьшении его жизненной активности, изменении психических реакций и психологических характеристик, ограничении физических возможностей.

Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его отношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро, счастье и т.д. Самочувствие пожилых людей в значительной мере определяется сложившейся атмосферой в семье - доброжелательной или недоброжелательной, тем, как распределяются обязанности в семье между пожилыми и более молодыми людьми .

Точное хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелого возраста не всегда возможно из-за больших индивидуальных различий каждого отдельного человека, таких как характер, физические данные, психологическая и психическая устойчивость. Например, постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются иногда с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других психических функций. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности учёных, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.

С позиций молодых, взгляды на жизнь имеют чаще всего положительный заряд: у этой группы населения все главные свершения впереди, отчего возникает психологическое состояние обращённости в будущее и соответствующее этому состоянию поведение.

Совершенно иначе интерпретируется перспектива жизненной дуги с точки зрения пожилого человека: конец его жизни это уже реальная и близкая перспектива, поэтому вектор интересов смещается на анализирование прошлого, психологическую подготовку к уходу из жизни.

Стереотип старости, сформировавшийся в том или ином обществе, является отражением положения пожилых людей, которые в этом обществе живут. Каждое общество в целом создаёт свой стереотип пожилого человека, черты которого экстраполирует затем на всю категорию пожилого и старческого населения.

Позитивный стереотип. В его основе лежат ценность жизненного опыта и мудрости пожилых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке.

Негативный стереотип. На пожилого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, "нахлебника", а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент .

В современном обществе наиболее распространён негативный взгляд на старость. Этому способствует тот факт, что болезненные формы психического старения всегда на виду и встречаются часто, а также то, что практически всегда старение сопровождается физической и психической болезненностью. По существу, как утверждает известный геронтопсихиатр Н.Ф. Шахматов, старость в той или иной мере болезненна всегда . Поборники такого взгляда на старение усматривают в личности старого человека обязательное ослабление интеллекта, памяти, образование характерологических пороков, таких, как скупость, консерватизм, сварливость и пр. Проявление психического упадка находит своё выражение в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости.

Другой крайней точки зрения на старость придерживаются исследователи, склонные восхвалять старость. Основания для этого представляют те наблюдения над стареющими людьми, в которых бросается в глаза несоответствие между духовной и физической эволюцией человека, которые показывают, что регрессивным изменениям подвергается только биологический организм, а духовный и интеллектуальный потенциал не только не снижается, но может даже и возрастать. Иначе говоря, физическое ослабления компенсируется высоким духовным подъемом. Как пишет Н.Ф. Шахматов, нередко пожилые люди говорят, что в старости они впервые переживают чувство удовлетворённости собой и окружающими. При этом они не могут найти лучшего определения для своего состояния, чем счастливое .

Таким образом, в среде такого рода пожилых людей наблюдается феномен счастливой старости как формы благоприятного психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции. Можно говорить об активном мыслительном процессе у пожилых людей этой группы, направленном на решение вопросов постижения смысла собственного существования, познания самого себя. Результатом такого осмысления является выработка новой ценностной жизненной установки, основу которой составляет полное согласие с самим собой, с внешним миром, с естественным ходом событий.

И, наконец, третья группа исследователей находит в старости как отрицательные, так и положительные моменты. Характеризуя психологическое и физическое старение, они учитывают наличие в процессе старения определённых положительных сдвигов, которые являются компенсаторными или приспособительными в новых условиях жизни. Старые люди имеют реальную возможность в значительной степени развивать многие свои способности и даже проявлять новые.

Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражают их индивидуальные особенности реагирования на собственное старение. Именно эта психологическая особенность человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего. Личность пожилого человека, претерпевая различного рода трансформации, всё же, при этом, остаётся сама собою, сохраняя индивидуальные черты. В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются.

На неадаптивный процесс старения влияют такие особенности личности, как привычка тормозить своё поведение, преобладание стратегии отказа от решения актуальных задач, от использования благоприятных возможностей. Неадаптивным оказывается процесс старения у людей, которые не смогли развить в себе качества самостоятельности и инициативы, у которых ориентирами организации жизни были в основном указания, мнение окружающих людей. В ситуации отставки они чувствуют себя потерянными, беспомощными и быстро усваивают негативные социально-психологические стереотипы старости.

Из неправильных установок и предпосылок, мешающих пожилому человеку "вписаться" в старость, исходит многообразие индивидуальных типов старения. Американские психологи выделяют следующие варианты:

а) Регрессия - возвращение к прошлым формам поведения, проявляющегося в форме "детского" требования помощи в повседневной жизни, независимо от состояния здоровья;

б) Бегство или изменение места жительства как форма освобождения в трудной ситуации;

в) Добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни;

г) Стремление вызвать к себе интерес у окружающих;

д) Попытка включиться в жизнь общества, не взирая на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические недомогания .

В других случаях поведение пожилых людей определяется бунтом против процессов старения, страхом перед смертью, отчаянными попытками сохранить уходящую зрелость. Часть пожилых людей, напротив, обнаруживают как бы досрочное примирение с фактом старости, будучи в физическом отношении вполне благополучными.

Таким образом, насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, определяется тем, как он строил свой жизненный путь на предшествующих стадиях. В этом смысле очень важно, что человек несёт в себе, какова его система жизненных ценностей, установок, всего внутреннего строя личности. Для того, чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических и других видов исследований.

Читайте также: