Кто написал ненецкую сказку кукушка. Энциклопедия сказочных героев: "Кукушка". Ненецкая народная сказка "Кукушка"

Ненецкая народная сказка "Кукушка"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Кукушка" и их характеристика

  1. Мать. Бедная женщина, работящая и ответственная. Заболела и была брошена детьми.
  2. Четыре сына, четыре брата. Легкомысленные, жестокие, глупые, безжалостные.
План пересказа сказки "Кукушка"
  1. Мать и четыре ее сына
  2. Неслухи
  3. Мать болеет
  4. Никто не идет за водой
  5. Дети играют
  6. Превращение
  7. Полет кукушки
  8. Погоня братьев
  9. Заключение.
Кратчайшее содержание сказки "Кукушка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. У бедной женщины росло четыре непослушных и ленивых сына
  2. Женщина заболела и слезно просила принести ей воды.
  3. Сыновья не пошли за водой, а пошли играть
  4. Старший сын увидел, как мать превратилась в кукушку и полетела
  5. Погнались дети за матерью, умоляли вернуться
  6. Улетела кукушка и не воспитывает больше своих детей.
Главная мысль сказки "Кукушка"
Надо слушаться родителей и помогать им.

Чему учит сказка "Кукушка"
Эта сказка учит любить родителей, уважать их, помогать им вести хозяйство. Учит быть послушными, добрыми, аккуратными, ласковыми. Учит почтению к старшим. Учит быть заботливыми.

Отзыв на сказку "Кукушка"
Очень печальная сказка о непослушных детях. Они думали только о себе, росли эгоистами и поэтому мать бросила их, ведь они даже воды ей не подали, когда она умирала. Таких жестоких детей нисколько не жалко, они очень плохие и бессердечные.

Пословицы к сказке "Кукушка"
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
Жалей отца с матерью,других не найдешь.
Кто доводит родителей до слез, и сам счастья не увидит.
На своего ребенка кому пожалуешься.
Самая больная рана от своего дитяти.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Кукушка"
Жила как-то бедная женщина и было у нее четверо детей. Дети были непослушными, все время баловались, за собой не убирали, матери не помогали, грязь и снег с улицы в дом тащили.
Все за ними убирала мать. И так замучилась, что тяжело заболела. Лежит в чуме, подняться не может. Просит детей за водой сходить.
А дети отказываются. Старший говорит, что без валенок, второй, что без шапки, третий без одежды, а младший и вовсе молчит.
Умоляет мать за водой сходить, пить очень хочет, а дети засмеялись и играть побежали.
Долго ли коротко, заглядывает старший в чум. Видит мать посреди чума стоит, малицу одевает. А малица вдруг перьями обрастает. Доску берет для шкур, та хвостом делается, наперсток - клювом. И обернулась мать в кукушку. И из чума вылетела.
Выбежал следом старший, братьям кричит, что мать от них улетает.
Бегут дети за кукушкой, плачут, вернутся зовут, воду предлагают.
А кукушка отвечает, что поздно, перед ней все озера, вода вольная. И дальше летит. А братья следом по тундре, ноги в кровь сбили, за ними след красный тянется.
Но улетела кукушка, и с тех пор никогда не воспитывают кукушки своих детей.
А в тундре, где братья пробежали красный мох вырос.

Незнакомые слова из сказки "Кукушка"
Малица - длинная одежда с капюшоном и оленьих шкур.
Чум - жилище северных народов.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Кукушка"

Жила на свете бедная женщина. И было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум [жилище в форме конуса, покрытое шкурами оленей], целые сугробы снега на пимах [высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжелой заболела она. Лежит в чуме, детей зовет, просит:
– Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила

Мать – не идут дети за водой. Старший говорит:
– Я без пимов. Другой говорит:
– Я без шапки. Третий говорит:
– Я без одежды.
А четвертый и вовсе не отвечает. Просит их мать:
– Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть – заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу [верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат:
– Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
– Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
– Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
– Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
– Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!

Так бежали дети за матерью много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.


Сказки для детей:

  1. Осенью один охотник ушел на охоту. Ушел, да так и не вернулся в чум. Его жена подумала, что он погиб […]...
  2. “Прощай, соседка! – Волк Кукушке говорил, – Напрасно я себя покоем здесь манил! Все те ж у вас и люди […]...
  3. “Чего распелся ты так рано над крыльцом?” – Кукушка из лесу Скворцу прокуковала. “Ах, если бы, Кукушечка, ты знала! – […]...
  4. “Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!” – “А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем […]...
  5. Давным-давно в одном лесу жили и дружили между собой сорока и кукушка. Не было ни у той, ни у другой […]...
  6. Мать держит меня за руку. Мы идем по дорожке. Мать говорит: – Зверей потом посмотрим. Сначала будет состязание для детей. […]...
  7. У одного караульщика была жена и двое детей – мальчик и девочка. Мальчику было семь лет, а девочке было пять […]...
  8. Пришла мать с колодца с большими ведрами на коромысле. Она насквозь промокла, и с ее одежды стекала вода. Поста вив […]...
  9. Жила-была однажды девочка, которая каждый вечер, когда надо было ложиться спать, становилась маленькой-маленькой. – Мама, – говорила она, – я […]...
  10. Непонятно, кто из нас Поступает в первый класс: Мама или я – Новиков Илья? Наш букет уже готов. Кто не […]...
  11. Жила девочка Настя со своей мамой. Раз Насте подарили в горшочке цветок. Настя принесла домой и поставила на окно. – […]...
  12. Жила вдова Марья со своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, […]...
  13. Семья Эт живет. Они жили, жили. Эты ночевать собрались. Жена Эта постелила детям, они спать легли. Мороз, мороз! На кухне […]...
  14. Одна старуха с сыном жила. Однажды мать в амбар пошла, а сын ее из-под амбара, что на сваях стоит, просит: […]...
  15. Мама музыкой меня Мучает жестоко, И, признаться, как огня, Я боюсь урока! На дворе – веселый шум, Матч идет футбольный. […]...
  16. Жили во дворце король с королевой. Как-то раз отправился король на войну, а королева осталась со своей ключницей, злой, как […]...
  17. Жил старик со старухой. Детей у них не было. Скучно им стало. Вот однажды муж говорит жене: – Послушай, жена! […]...
  18. В давние времена одна львица повредила грудную клетку и была больна, она не могла сама делать тяжелую работу. Своих детей […]...
  19. Я занимаюсь боксом, Я увлекаюсь боксом, А мама уверяет, Что дракой я увлекся. – Беда! – вздыхает мама.- Я так […]...
  20. Сказывают, что на реке Уанауа жили в давние времена девушки, хранившие символы и талисманы Журупари, злого духа племени тупи. И […]...
  21. Однажды какой-то озорной мальчишка выстрелил из рогатки в Сову комочком грязи, который и застрял у нее под хвостом. Так как […]...

В древние времена, когда на небе было два солнца и на земле всегда день белый сиял, кукушку считали первой певуньей.

Сядет кукушка на ветку, голову гордо вскинет, хвост расправит и поет, на всю тайгу разливается. И птицы, и звери слушают, кукушку хвалят.

Пришла пора всем птицам яички откладывать, птенцов выводить. Птицы заторопились: мох, траву, ветки таскать начали, гнезда новые вить, постель теплую готовить.

Только кукушка еще больше важничает, над птицами смеется, песнями по тайге разливается. Собрались птицы, говорят:

— Как певунья наша жить будет? Как род свой на земле сохранит?

Услыхала кукушка те птичьи речи, пуще смеется:

— Эко, глупые!.. Не думаете ли вы меня заставить гнезда. вить, птенцов высиживать?..

Птицы сказали:

— Худая голова у этой птицы: ума в ней меньше, чем у мухи, — и разлетелись по своим гнездам.

А кукушка по-прежнему смеется, песнями по тайге разливается.

Пришла пора и ей яички откладывать, но гнезда-то у нее нет.

Полетела она к озеру, видит: между кочек, в камышах, утка на яйцах сидит, старается. Кукушка ей говорит:

— Эко, милая, сидишь голодная, слетай покормись, я яички твои охранять стану.

Утка послушалась, полетела. Кукушка одно яичко из утиного гнезда выбросила, свое положила.

Вернулась утка, села на яички. Кукушка улетела, на другой день прилетела она в поле, видит: куропатка в траве на яичках сидит, старается. Кукушка ей говорит:

Послушалась куропатка, полетела. Кукушка одно яичко из куропаткиного гнезда выбросила, свое положила. .

Куропатка прилетела, села на яички. Кукушка улетела! На третий день прилетела она к сухой осине, на ней большое гнездо, в нем ворона на яичках сидит, старается. Кукушка говорит:

— Эко, милая, сидишь голодная, слетай покормись, я твои яички охранять стану.

Ворона послушалась, полетела. Кукушка одно яичко из вороньего гнезда выбросила, свое положила.

Ворона прилетела, села на яички. Кукушка улетела.

Вывели все птенцов, птенцы подросли. Каждая птица радуется, своими детьми хвалится.

Утка крякает:

— Кря-кря! Эх вы, мои желтоносые… Идемте к озеру, плавать, нырять будем!

Птенцы за ней бегут, крякают. Пришли к озеру, утка нырнула, поплыла, птенцы нырнули, поплыли. Один птенец на берегу, крылышками хлопает, воды боится.

Утка кричит, сердится:

— Ты чужой!

Плывет утка к берегу, птенца того утопить хочет.

Подлетела кукушка, птенца с собой взяла. Куропатка детей по траве ведет.

— Пи-пи! Эх вы, мои быстроногие… Пойдемте по траве побегаем!

Птенцы за ней бегут. Один птенец сидит, крылышками хлопает, на ветку взлететь хочет. Куропатка кричит, сердится:

— Ты чужой!

Бежит куропатка, чтоб птенца того заклевать. Подлетела кукушка, птенца с собой взяла. Ворона детьми хвалится, каркает:

— Кар-кар-кар! Эх вы, мои черненькие… Смотрит, а один птенец пестренький. Ворона кричит, сердится:

— Ты чужой!

Ворона клюв разинула, птенца заклевать хотела.

Прилетела кукушка, птенца с собой взяла.

Собрались кукушкины дети. Кукушка хвалится:

— Эко, мои детки, все вы в меня, красавицу-певунью, родились. Пусть птицы завидуют.

Прилетели птицы пенье кукушкиных детей слушать.

Кукушка своих детей учит:

— Спойте, мои детки, как я пою.

Птенец, которого утка вывела, крылышками захлопал, клюв открыл.

— Кря!.. Кря!..

Птицы засмеялись, кукушка опечалилась. Птенец, которого куропатка вывела, крылышками захлопал, клюв открыл:

— Пиф-пиф-пиф!

Птицы засмеялись, кукушка еще больше опечалилась. Смотрит на последнего своего птенца, на него надеется.

Птенец, которого ворона вывела, крылышками захлопал, открыл клюв:

— Кар! Кар!

Птицы смеются, над кукушкой потешаются, а она от горя плачет, птенцам своим говорит:

— Эко, мои детки, непонятливые. Слушайте, как я весело пою!

А сама плачет, слезы на траву капают.

Смотрит, дети от нее полетели: один к утке, второй к куропатке, третий к вороне. От такого несчастья у кукушки горло перехватило. Взлетела

она на куст, клюв открыла, от горя и слез заикается:

— Ку-ку! Ку-ку!

И стала кукушка вечной заикой, печально кукующей.

Это она о детях своих печалится, о них стонет, жалобно кукует.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

— Мама, мы тебе водички принесли.

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Вопросы по сказке

Что ты знаешь о ненцах? Где живёт этот народ? Как называется их жилище? Какую одежду они носят?

О ком эта сказка? Как жила бедная женщина? Сколько у неё было детей?

Дети помогали матери? Почему женщина заболела?

Дети заботились о больной матери? Что они отвечали на её просьбы?

Как в сказке говорится о том, почему мать превратилась в кукушку?

Чем закончилась сказка? Тебе жалко детей или ты думаешь, что они справедливо наказаны?

Чему научила тебя сказка?

Асмик Аракелян
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой . Чтение ненецкой сказки «Кукушка » .

Программные задачи :

Продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы ;

Расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;

Обратить внимание детей на национальный колорит сказки ;

Развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;

Учить детей оценивать поступки героев произведения;

Развивать связную речь;

Воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки , как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки .

Словарная работа : чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Предварительная работа : рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.

Оборудование : игрушка – олень, иллюстрации с изображением природыСевера, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель :Дети, в какой стране мы живем? Расскажите о России. Наша Родина какая?

Дети : Наша Родина большая, красивая, богатая.

Воспитатель :Наша страна не просто большая, а огромная. На юге всегда тепло, зимы не суровые, а где же всегда холодно?

Дети :На Севере.

Воспитатель. Как можно попасть на Север мгновенно?

Дети. С помощью волшебства.

Воспитатель. Давайте поколдуем. Закрывайте глаза.

Крекс, фекс, пекс! (Звучит вой ветра)

Сегодня мы поговорим о народах Севера, я познакомлю вас с ненецкой народной сказкой .

Ответьте на вопрос, почему сказка называется народной ?

Ответы детей.

Воспитатель : Да, правильно сказка народная т . к. её написал народ, а народ этот называется ненцы,– коренные жители Севера.

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные, трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. Их основное занятие – оленеводство, рыболовство. Повторите эти слова. (дети хором и индивидуально повторяют слова

В поисках корма для своих оленей часто переходят - кочуют, с одного места на другое. Съедят олени корм – мох ягель, идут дальше, а за ними оленеводы. То место, где живут оленеводы, называется стойбище. (рассказ сопровождается показом иллюстраций) . Может вы знаете, как называется дом, в котором живут коренные северяне?

Ответы детей.

Воспитатель. (показывает презентацию) . Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на автомобиле. Ребята, как вы уже знаете, на Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Рассмотрим внимательно национальную одежду. Из чего она сшита?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, эта меховая одежда, но она называется не шуба, а малица. Малица шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Женщины украшают её узорами – орнаментами

На ногах обувь тоже из оленьего меха это примы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин. Такую одежду в магазинах не купить. У северных женщин работы очень много : они шьют, топят печку, готовят, рыбачат, собирают ягоды, заготавливают на зиму дрова, ухаживают за детьми и многое другое.

Сейчас немножко отдохнем.

Физкультминутка «Птички»

Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,

Птички-невелички, машут ручками и встают-приседают, «летают»

По лесу летают, вокруг столов)

Песни распевают.

Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)

Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)

Там не тронет их никто. («Прячутся» - закрывают голову ручками)

(звучит фонограмма пения птиц дрозда и кукушки )

Воспитатель. Сегодня я вам прочитаю сказку , которая называется «Кукушка » .

Воспитатель читает произведение.

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит : «Детки, пересохло у меня в горле, принесите мне водички!»

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

Мама, мы тебе водички принесли.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка . И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда , не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Воспитатель :Тут и сказке конец , а кто слушал – молодец.

Как заканчивается эта сказка ?

Дети. Грустно заканчивается.

Воспитатель. 1. Почему мама превратилась в кукушку !

Дети. Дети не дали воды.

2. Почему мама не вернулась к детям?

Дети. Она очень обиделась.

Воспитатель. Как же нужно относиться к своей маме?

Дети : всегда заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют, помогать во всем, быть трудолюбивыми.

3. Чему учит эта народная сказка ?

Дети. Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.

Воспитатель. Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное - здоровы.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха» Задачи: Показать особенность стихотворного текста, раскрыть многообразие литературного.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Заучивание наизусть стихотворения Даниила Хармса «Очень -очень вкусный пирог» Программные задачи: Образовательные: - продолжать учить.

Конспект занятий по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в страну сказок» Цель: Закрепить и уточнить знания детей о народных и авторских сказок, используя игру. Формировать умения выполнять задания в соответствии.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа В. Сутеева «Три котёнка» Цель: Познакомить с рассказом В. Сутеева «Три котёнка». Задачи: 1. Формироватьэмоционально-образное восприятие рассказа. 2. Учить отвечать.

Читайте также: