Конспект занятия головные уборы старшая группа. Конспект индивидуального занятия по развитию речи на тему: "Головные уборы". Головной убор крестьянки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Джалильский детский сад №1 «Березка» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района Республики Татарстан

«Одежда. Головные уборы. Обувь».

(Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе)

Воспитатель

I категории

Егина З.В.

2015

Тема:«Одежда. Головные уборы. Обувь» .

Программное содержание: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь» Познакомить с назначением одежды закрепить представления о профессиях, связанных с производством одежды, головных уборов, развивать умение классифицировать. Уточнить, расширить обогащать словарь детей. Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить отвечать полным предложением; упражнять в подборе слов – антонимов. Продолжать знакомить детей с понятиями «художник-модельер, закройщик, портной, демисезонная » развивать мышление; развивать мелкую и общую моторику; учить находить соответствующую обувь и показать стрелкой. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая, воспитывать усидчивость, умение слушать информацию и делать выводы.

Оборудование: компьютер - проектор – экран, слайды, электронная презентация заданий, мяч, листы с заданиями, карандаши для всех детей, картинки одежды, обуви, головного убора, три магнитные доски.

Предварительная работа:

Рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции, формы, материала. Обогащённая практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду», «О чём может «рассказать» одежда?». Разучивание стихотворений и пальчиковых игр.

Ход НОД

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, улыбнемся! А теперь поздороваемся с нашими гостями и тоже им улыбнемся! Садитесь на стульчики. Сели все удобно. Приготовьте свои пальчики, немного поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки».

Жили-были в домике маленькие гномики: Сжимаем и разжимаем кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибаем пальчики, начиная с больших

Раз, два, три, четыре, пять - пальцев.

Стали гномики стирать. Разгибаем пальчики, начиная с мизинцев.

Токи – рубашки, Трём кулачки друг о друга.

Пики – платочки, Загибаем пальчики, начиная с больших пальцев.

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

1. Основная часть.

Молодцы! А сейчас послушайте загадку, которую я для вас приготовила.

Загадка про одежду:

Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда. Мы сегодня будем говорить об одежде и головных уборах.

В. Что такое одежда?

Д. Что мы на себя надеваем, то одеждой называется.

В. Какие предметы одежды вы знаете еще?

Д. Комбинезон, куртка, пальто, плащ, платье, брюки, рубашка, кофта.

В. Для чего человеку нужна одежда?

Д. От холода спасает, от мороза, чтобы не заболеть. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.

Давайте посмотрим на экран. (Слайды)

В. Одежда появилась в глубокой древности как средство защиты от холода, солнца, дождя. Современная одежда очень многообразна. Вся одежда подразделяется на виды: нижнее белье, верхняя одежда (летняя), верхняя одежда (весенняя и осенняя), верхняя одежда (зимняя), спецодежда. Для разных профессий и видов деятельности существует специальная одежда. Посмотрите на экран и расскажите, для кого она предназначена.

Игра «Кто носит эту одежду» (слайды) ( школьники, повара, врачи,

военные, спортсмены).

Физкультминутка.

Мы зимой гуляли - шубы надевали,

Шубы надевали и в снежки играли.

Мы весной гуляли - плащи надевали,

Дети имитируют игру в снежки.

Плащи надевали - лужицы считали.

Летом мы гуляли - шорты надевали,

Летом мы гуляли - платья надевали.

Прыгают.

По лугу ходили - бабочек ловили.

Имитируют ловлю бабочек.

А теперь поиграем в игру «Четвертый лишний» (слайды)

В. Как можно назвать одежду для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников).

Д. Спортивная, рабочая, специальная, домашняя, праздничная, нарядная.

В. Какую одежду носят мужчины? (женщины, дети)

Д. Мужская, женская, детская, взрослая, летняя, зимняя, демисезонная.

В. Ребята, скажите, а откуда берется одежда, кто их шьет?

Д. Верно, из магазина. Как же она туда попадает?

В. Откуда ее берут?

В. Вся чудесная одежда, которую мы с вами носим каждый день, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике. Люди этих профессий портной и швея. Одежду шьют из разных тканей: из шелка, меха, кожи, драпа, фланели, хлопка.

В. На чем шьют одежду. На швейной машине.

В. А где шьют одежду? В ателье, в швейной мастерской, на швейной фабрике.

В. Кто такие модельеры? Они придумывают фасон одежды и рисуют его. Потом над моделью работают разные люди закройщики, швеи.

В. София расскажи стихотворение про «Портниха»

Лена куклу нарядила:

Платье новое ей сшила

На подол и рукава

Пристегнула кружева.

Куклу хвалят все игрушки

« До чего же красив наряд!

Лену хвалят все подружки.

«вот портниха» - говорят.

В. А теперь поиграем с мячиком. Игра «Лови и отвечай»

Я буду бросать вам мяч, и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

Где продают одежду?

- А кто шьет одежду?

Где шьют одежду

Какие ткани и материалы вы знаете?

Как называется одежда, которую мы носим летом? Зимой?

Кто покупает одежду?

Какая одежда бывает?

Молодцы, ребята, а сейчас назовите мне головные уборы, которые вы знаете.(Шапка, панама, косынка, шляпа, берет, кепка.)

Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то.. .». Поощряется оригинальность ответов.

Что будет, если летом носить меховую шапку? То в ней будет жарко и голова вспотеет.

Что будет, если зимой ходить в трусах и майке? То зимой можно замерзнуть и заболеть.

Что будет, если в дождь обуться в тапочки? То в них промокнут и замерзнут ноги.

Что будет, если в жару не надеть панамы? То можно получить солнечный удар.

Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки? То можно голову продуть и заболеть.

Что будет, если в мороз гулять без варежек? То руки можно отморозить. В осенних ботинках? От можно ноги отморозить. В кепке?

Игра «Выбери одежду по сезону» На столе картинки с предметами одежды, обуви, головные уборы. Детям нужно «разложить» одежду в шкаф, головные уборы «повесить» на крючок, а обувь «поставить» на полочку.

Игра «Назови ласково».

Молодцы. А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Назови ласково», мы с вами будем называть ласково одежду и головные уборы.

Пальто – пальтишко Свитер – свитерок Плащ – плащик

Брюки – брючки Рубашка – рубашечка Платье – платьице

Штаны – штанишки Шапка – шапочка Панама – панамочка

Кепка – кепочка

Игра «Скажи наоборот».

Следующая игра «Скажи наоборот». Я говорю слово, а вы наоборот.

Надевать – снимать Одевать - раздевать

Продавать – покупать Завязать - развязать.

Застёгивать – расстёгивать Гладить - мять Пришивать – отрезать Яркий – бледный Снимать – надевать Толстый – тонкий Вешать – снимать Сухой – сырой Расстёгивать – застёгивать Лёгкий – тяжёлый Завязывать – развязывать Дорогой – дешёвый Чистить – пачкать Длинный – короткий Шнуровать – развязывать

Молодцы, дети. Хорошо справились с заданием.

Упражнение «Детали одежды, головных уборов».

В. Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, головных уборов. (деталь одежды – это карман, воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина; детали головных уборов – поля, козырек, помпон, завязки.)

А я знаю одну музыкальную игру со шляпой. Хотите поиграть? Вставайте в круг.

Сейчас зазвучит музыка, и пока она звучит, вы передаете по кругу шляпу. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках оказалась шляпа, надевает ее на голову и называет детали одежды.

В. Молодцы ребята. А сейчас приглашаю вас за столы. Проходите пожалуйста, и садитесь.

Работа за столом

У вас на столах листы с заданиями. Вам нужно показать, стрелкой кто во что обут, приступайте к работе.

Анализ занятия

Молодцы, ребята!

Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами на занятии говорили?

Что нужно делать, чтобы одежда была чистой и вы выглядели в ней опрятно?

Д. Бережно относится к одежде, уважать труд своих мам, бабушек.

Какие задания выполняли?

Молодцы, сегодня на занятии все хорошо работали и занятие окончено. До свидания.

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ОДЕЖДА ОБИДЕЛАСЬ

Ирина Гурина

Жил-был мальчик Андрюша. Он очень не любил одеваться. Летом бабушке удавалось с ним справиться, потому что ничего особенного одевать на Андрюшу не приходилось, а вот с наступлением холодов начиналось трудное время.

Не хочу, не буду, не одену… - кричал Андрюша и убегал от бабушки.

Но однажды случилось вот что.

Андрюша с бабушкой как всегда собирались гулять.

Надень колготочки, - упрашивала бабуля.

Не буду! – отпихнул бабушкины руки Андрюша.

Почему? – расстроилась бабушка.

Они некрасивые, - ответил Андрюша.

А какиеколготочки ты бы хотел?

Я бы… Я бы… Я бы хотел зеленые, как листики на деревьях. Вот! – выпалил Андрюша и победоносно посмотрел на бабушку. В это мгновение колготки вдруг превратились в две тонкие ветки, покрытые густой зеленой листвой.

Ой, что это? – удивился Андрюша.

Колготки, как ты хотел, - ответила бабушка.

Ветки изогнулись и звонко шлепнули вредного Андрюшу по попе.

Ай, они дерутся, - испугался Андрюша.

Но ты сам захотел такие, - ответила бабушка. – А свитер тебе тоже не нравится?

Не нравится! Он противный, колючий!

А какой свитер ты хочешь?

Я хочу, чтобы он был мягкий, как птичий пух! – ответил Андрюша.

Внезапно свитер взмахнул рукавами и превратился в огромную птицу. Птица вытянула шею и постаралась ущипнуть непослушного мальчишку за коленку.

Ай, он щиплется, - испугался Андрюша.

Но ты сам захотел такой, - ответила бабушка. – А комбинезон ты наденешь?

Нет. У него слишком много всяких застежек, я не люблю засовывать руки в рукава и ноги в штанины! Я хочу, чтобы он был живой и сам на меня надевался!

Раз! И комбинезон ожил, затопал штанинами, захлопал рукавами и замахнулся на Андрюшу.

Ай, чего это он, - испугался Андрюша.

Но ты сам захотел такой, - ответила бабушка. – А ботиночки ты тоже не любишь?

Нет, у них шнурки. Я не хочу их завязывать. Хочу, чтобы они сами налезали мне на ноги, и чтобы никаких шнурков не было!

В это мгновение шнурки, как две юркие змейки, выскочили из ботинок и куда-то уползли. А сами ботинки превратились в двух маленьких собачек и, свесив язычки, начали наскакивать на Андрюшу, пытаясь его укусить. - Ай, они кусаются, - испугался Андрюша.

Но ты сам захотел такие, - ответила бабушка. – Ну, а шапочка тебе тоже не по нраву?

Нет, - упрямо ответил Андрюша. – Она плохая, с помпоном! А я хочу, чтобы у нее были ушки, как у медвежонка!

Тут же помпон подпрыгнул как мячик и ускакал вслед за шнурками. А шапка превратилась в ушастую медвежью голову, да как зарычит:

Ну, что тебе еще не нравится, вредный мальчишка. Давай одеваться. Теперь все вещи такие, как ты хотел!

Бабушка, - заплакал Андрюша. – Я хочу, чтобы вернулись мои старые вещи. Расколдуй их, пожалуйста!

Как же я их расколдую, если ты их такими сделал. Только ты можешь вернуть все обратно.

Колготочки, свитер, комбинезон, ботинки, шапочка! – закричал Андрюша. – Вернитесь, пожалуйста, ко мне! Я теперь всегда буду одеваться сам и не буду спорить с бабулей!

Раз! И зеленые ветки превратились в Андрюшины синие колготочки. Два! И злая птица сложилась на стуле аккуратным свитерком. Три! И комбинезон послушно лег рядом. Четыре! И откуда–то приползли шнурки, а собачки перестали тявкать и превратились в Андрюшины ботиночки. Пять! Пестрым мячиком прискакал помпон, прыгнул на медвежью голову, и она опять стала Андрюшиной шапочкой!

Ура! – обрадовался Андрюша. – Здравствуйте мои дорогие вещи! Какие вы, оказывается, замечательные. Бабуля! Давай одеваться и пошли гулять. Я обязательно должен рассказать друзьям эту волшебную историю.

КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА.

Константин Ушинский

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

Что ты, тятя, делаешь?

А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли. Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: "Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка". Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий разговорили девочке:- Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. "У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала".

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когдаголовки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён скорнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыли. Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:

"Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку".

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и сталииз него нитки прясть.

"Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?"

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.

О чем мы говорили на занятии?

Перечислите осеннюю одежду, головные уборы.

ЗАГАДКИ

Вы внимательны, как прежде. И загадки про одежду сразу отгадаете, потому, что знаете, в чём гулять, а в чём играть, в чём укладываться спать. Что зимой надеть, что-летом, в этом нет для вас секрета.

От холода и снега согреет, где б ты ни был.

Пусть в ней похож ты на мишутку, зимой наденешь что ты? (шубку)

Оно из шерсти иль из драпа, из меха-воротник богатый.

А чтобы вы не заболели, согреет вас от злой метели! Отгадайте, это что? Это - (зимнее пальто)

Ветер дует-дует - никак не сорвёт! Солнышко пригреет - само спадёт. (Пальто)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (варежка)

А ну-ка, ребята, кто угадает: на десятерых братьев двух шуб хватает? (варежки)

Едва повеяло зимой, они теперь всегда с тобой. Согреют две сестрички, зовут их (рукавички).

Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разбежались мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик –в свой чуланчик. (пальцы в перчатке)

Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка)

Я как зонт не промокаю, от дождя вас защищаю. И от ветра вас укрою. Ну, так что же я такое? (плащ)

Рукав длинный, иль короткий, планка, иль косоворотка, на груди кармашки. Что это? (рубашка)

Дуйся-не дуйся, а через голову суйся. Попляши день-деньской и пойдёшь на покой. (рубаха)

Входишь в одну дверь, а выходишь из трёх. Думаешь, что вошёл, а на самом деле-вышел (рубашка)

Вход один, а комнат-две. Маша в домик входит и в нём гулять уходит (колготы)

По дороге я шёл, две дороги нашёл и по обеим пошёл (брюки)

Зимой наденешь шапку, шубку. А летом что? Футболку.. (юбку)

Как избавиться от скуки? Надоели джинсы, брюки. Веселее стать мне, что поможет? (платье)

Оля, наша, на песочке мирно загорает. Что для этого надеть, Оля точно знает! (Купальник)

Знаю я друзья на «пять» в чём мне спать, а в чём гулять!

Днём на солнце я в панаме, ночью сплю я в чём? (в пижаме).

Кто мало кушает конфет, и не любит тортики, летом будет очень стройным и наденет…(шортики)

Спортивную одежду не знает лишь невежда. На теннисные корты что надевают? (шорты)

Нарядненький Серёжка – на груди-дорожка (галстук)

Яркая, короткая тканая бородка. По рубашке бежит, на груди лежит (галстук).

Днем обручем, ночью змеей. (Пояс)

Всё в шерсти, а кожи нет. В них упрячешь две ноги, и в мороз гулять беги (валенки)

Снег на улице, мороз! Что надеть мне, вот вопрос. Босоножки не годятся, будут все вокруг смеяться. Чтобы не замёрзли ножки, нужно нам надеть…(сапожки)

Бывает снег весной летает, на землю падает и тает. Тогда на валенки в порошу наденем мы с тобой…(галоши)

Если дождик-мы не тужим, бойко шлёпаем по лужам. Станет солнышко сиять-нам под вешалкой стоять (рез.Сапоги)

Два братца ростом по колено с нами гуляют, от воды защищают (рез.Сапоги)

Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома, если дождь – у нас работа: топать, шлёпать по болотам (рез.Сапоги).

Сшили их из чёрной кожи, в них теперь ходить мы можем. И по слякотной дороге не промокнут наши ноги(сапоги)

Стоят в прихожей две трубы, чернокожие столбы. Сунул в них ноги, зашагал по дороге (сапоги)

Добрый дом для каждой ножки-это тёплые (сапожки)

Каблукастые подружки не отстанут друг от дружки.

То на улицу, то в дом, и всегда вдвоём, вдвоём (туфли).

Всегда шагаем мы вдвоём, похожие как братья.

Мы за обедом-под столом, а ночью-под кроватью (тапки)

Что же летом на ногах, летом жарко в сапогах. Чтоб рады были ножки, надену (босоножки)\

Их в былые времена надевала вся страна. Но теперь наденешь вряд ли

Ты из лыка липы… (Лапти)

Мы покинули кроватки, в зал выходим для зарядки,

Чтобы прыгать, как орешки, все скорей обуем… (Чешки)

И не туфли, не ботинки, но для ног они нужны.

Без застёжек и резинки, всунул ноги и - иди.

Торопиться в них нельзя - с ног в момент они слетят. (Шлепанцы)

Отгадай загадок ворох, все о головных уборах. Какие бывают, с чем надевают, как носят, обо всём спросим!

Вязаным корытом горка накрыта. Круглая горка спряталась в норке.

Лес на горке стих да к земле приник. Горка под корытом от холода укрыта.

Ты ту тайну разгадай, да корыто опознай! (шапочка)

Чтоб мои не мёрзли уши, стану мамочку я слушать.

И надену не спеша я что-о тёплое, с ушами! (ушанка)

Коль простудиться не хотите, наседку тёплую купите.

Пусть погода будет зябкой – голову согреет…(шапка)

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу - привечу. (Шапка)

У дяденьки на голове-поля! Но это вовсе не земля (шляпа с полями)

Если модной хочешь быть, успевай за ней следить!

Даже цвет твоих перчаток должен подходить под..(шляпу)

Как спортивный стиль решают? Шорты, кеды надевают, разноцветную футболку.

А на голову?...(бейсболку)

Головной убор крестьяне выбирали себе сами. И работать, и гулять. Что же нужно повязать? Собирали в узелок из материи…(платок)

Меня на голову надень и бегай в самый жаркий день.

А снимешь-недовольна мама. Я шляпа летняя… (панама)

Я любой девчонке прикрою волосёнки. Прикрою и мальчишкам стрижки-коротышки.

От солнца я защита, для этого и сшита (панама)

Твоя бабушка повяжет, а потом тебе расскажет, что за головной убор знает, любит с давних пор. Даст материи кусочек, повяжи и ты …(платочек)

Что за головной убор мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком, рубашкой любят надевать…(фуражку)

Он военными любим, по форме им необходим. Он в десанте-знаковый, он бордовый, краповый. Ты отважен, спору нет. Коли так- бери …(берет)

С виду нам напомнит лодку головной убор-…(пилотка)

СЧИТАЛКИ

Раз, два, три, четыре, пять -собираемся гулять. Завязала Катеньке шарфик полосатенький.

Наденем на ножки валенки-сапожки, пойдем скорей гулять, прыгать, бегать и скакать

Раз! Два! Три! Четыре! По дорожке я скачу. Раз! Два! Три! Четыре! Башмачок скакать учу.

Раз! Два! Три! Четыре! Обломился каблучок. Раз! Два! Три! Четыре! Заблудился башмачок.

Воспитанники старшей группы уже имеют достаточно богатый сенсорный опыт, развитое образное мышление и хорошо понимают, что в рисунке можно изобразить самые разные предметы и явления окружающей жизни, например, одежду, обувь и головные уборы. Дошкольники уже обладают целым рядом навыков, позволяющим им создавать красивые и интересные композиции на различные темы. Им легко дается рисование предметов самой разной (округлой и прямоугольной) формы, украшение их затейливыми деталями.

Рисование на тему «Одежда, обувь и головные уборы» в старшей группе: разбираемся в аспектах

Если в среднем дошкольном звене ребята рисовали одежду, обувь и головные уборы преимущественно по готовому шаблону, то в старших группах они сами рисуют и раскрашивают ее силуэт. У детей 5–6 лет уже довольно развито чувство формы, цвета, пропорции. Глядя на предмет гардероба, они быстро определяют его форму и воссоздают ее на листе бумаги. Кроме того, они без труда рисуют вещи по памяти или по представлению.

Дети данного возраста успешно овладевают композиционными умениями: размещают предмет на бумаге согласно его пропорциям: например, если это длинный сарафан или платье, то лист бумаги располагается вертикально, если же предмет вытянут в ширину (пара варежек) – то горизонтально.

У ребят закрепляется знание базовых цветов, они узнают новые цвета (фиолетовый) и оттенки (сиреневый, светло-зеленый и пр.) и активно используют их в своих работах. Дети различают тона темные и светлые, бледные и насыщенные. Отметим, что воспитателю стоит обратить внимание дошкольников на то, что привлекательно выглядят не только разноцветные композиции, но и одноцветные (иногда это может сделать рисунок более выразительным). Однако при рисовании одежды педагог не навязывает детям своего мнения: дает им возможность выразить свои собственные предпочтения.

Рисование одежды, обуви и головных уборов, хотя и относится к предметному, на самом деле очень тесно переплетается с декоративным рисованием: ведь, малыши не просто изображают платья, сапожки, варежки, но и украшают их самыми разными, порой замысловатыми, узорами. Задача педагога - помочь им добиваться ритмичности построения орнамента.

Используемые материалы и основа

При рисовании предметов гардероба используется в основном стандартная основа (листы бумаги формата А4). При рисовании красками она тонируется в бледные пастельные оттенки. Что касается готовых шаблонов, то они предлагаются ребятам лишь в том случае, если акцент на занятии ставится на украшение одежды каким-либо специфическим узором (например, при изображении одежды древних славян или если тема обозначена как «Роспись ткани»). Здесь оцениваются, прежде всего, декоративные умения дошкольников. Отметим также, что работа с шаблонами также более уместна при занятиях с детьми с ЗПР.

Если предполагается коллективная работа, то воспитатель заранее готовит шаблон большого размера и необходимой формы.

Дошкольники раскрашивают элементы по своему вкусу

Заготовка, которую будут заполнять деталями несколько дошкольников

Что касается инструментов для рисования, то в старшем дошкольном звене детям предоставляются не только цветные карандаши и краски (гуашь и акварель) – часто используются восковые мелки и простой графитный карандаш (графические композиции).

Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать

В старшей группе происходит дальнейшее совершенствование всех изобразительных навыков. Самые ключевые из них - это различное положение карандаша и кисти в зависимости от приемов рисования. При закрашивании больших деталей инструмент больше наклоняется к бумаге - штрихи получаются более широкими. При прорисовке мелких элементов кисть или карандаш нужно держать практически вертикально, ближе к основанию. Все эти приемы вырабатывают легкость и свободу движений, что дает возможность проявлять творческую фантазию.

Воспитанники старшей группы также отрабатывают навык регулирования нажима на карандаш. Проведение легких линий дает возможность рисовать более точную реалистичную форму, корректируя ее по мере необходимости. С другой стороны четкие линии необходимы для получения интенсивного цвета.

Если в среднем звене дети изображали предметы сложной формы, разделяя их на более простые составляющие части, то теперь педагог учит их рисовать контур одной линией. Для этого умения необходимо отрабатывать свободный поворот руки в процессе изображения (не нужно поворачивать бумагу). Данный навык формируется постепенно (рисование разнонаправленных дуг, волнистых линий, завитков).

При работе с красками дошкольники учатся самостоятельно получать новые цвета и оттенки, высветлять цвет акварельной краски, разбавляя ее водой.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при рисовании предметов гардероба, уместность индивидуального подхода

Изображение одежды, обуви и головных уборов - это во многом декоративное рисование, поэтому использование различных дополнительных видов украшения здесь будет очень уместно. Это может быть аппликация как привычными, так нетрадиционными материалами. Например, нарисованную и раскрашенную карандашами шапочку украсят бумажные геометрические фигуры, а к раскрашенному гуашью пальто можно приклеить настоящие пластмассовые пуговицы.

Рисование органично сочетается с аппликацией

Интересно смотрятся на рисунке аппликативные элементы из тканей. Например, нарисованная девочка одета в наклеенную шубку из бархатистого материала, которую украшают бумажные пуговицы.

Шубка из мягкой ткани наклеена на нарисованный силуэт девочки

Для декоративных целей при рисовании одежды вполне можно использовать и пластилин, формируя из него различные элементы узора.

Поскольку дошкольники в старшей группе уже отличаются друг от друга по уровню развития художественных способностей, то им вполне можно индивидуализировать задания по степени сложности. Хорошо подготовленному ребенку можно предложить украсить свой рисунок любым из перечисленных выше способов либо предложить еще одну один лист бумаги или шаблон для создания новой композиции (уже в другом плане).

Конкретные варианты композиций в рамках темы «Одежда, обувь и головные уборы»

В первом полугодии (октябрь) воспитанником старшей группы предлагается рисование на тему «Девочка в нарядном платье». Однако здесь внимание уделяется не столько форме и украшению одежды, сколько передаче правильных пропорций человеческой фигуры. Кстати, чуть позже, в декабре, проводится лепка «Девочка в зимней шубке».

Целесообразно периодически предлагать дошкольникам изображение отдельных предметов одежды. Это должно быть рисование по сезону (например, зимой - варежки, шапка, пальто, осенью - платье, весной - сарафан). Некоторые темы, например, затрагивающие одежду древних славян, уместны в любое время года. Желательно, чтобы рисованию предшествовало соответствующее занятие по ознакомлению с окружающим миром.

Рисованию конкретных предметов одежды в идеале должно предшествовать занятие по декоративной росписи ткани, на котором ребята украшают красивым узором шаблоны платьев, сарафанов, свитеров. Задача такой деятельности в том, чтобы дети уяснили, что материалы бывают не только однотонные, но и декорированные красивым принтом.

Обозначим конкретные варианты занятий в рамках темы:

  • «Дом моделей» (или «Ателье»).
  • «Одежда славян» («В чем на Руси ходили»).
  • «Нарядные сапожки» («Сапожки для куклы»), «Валенки».
  • «Пальто для куклы» («Шубка для куклы»).
  • «Нарядное платье для мамы».
  • «Моя шапка» (или комплект «Шапка и варежки»).
  • «Красивые варежки» («Варежки для снегурочки»).

При желании можно также организовать коллективную работу, например, «Красивый теплый шарф». Дети разделяются на подгруппы примерно по семь человек. Каждой из них воспитатель предлагает большую основу в виде шарфа и отдельные бумажные фрагменты, составляющие его по принципу пазла. Каждый ребенок раскрашивает свой элемент, а затем они приклеиваются к основе - получается оригинальный разноцветный аксессуар.

Аксессуар составлен из отделдьных бумажных фрагментов

Еще один оригинальный вариант

Возможные варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание картинок, беседа по вопросам, сказка, стихотворение и прочее

Хотя воспитанники старшей группы уже четко отделяют непосредственно образовательную деятельность от игры, все же для них важное значение имеет игровая мотивация рисования. И педагог не должен забывать об этом при продумывании структуры занятия.

Можно предложить следующие варианты. Например, за дверью раздается плач. Оказывается, это рыдает кукла Катя - она идет в гости и хочет подарить своим подружкам платья, но они некрасивые. Задача детей - украсить однотонные силуэты.

В гости к ребятам может прийти кот в сапогах, с которым случилась неприятность - порвались его любимые сапоги, даже отвалилась подошва. А на улице холодно, лапки мерзнут, и можно простудиться. Малыши с удовольствием изготовят для котика новые красивые сапожки, а перед этим еще и расскажут ему о самых разных видах обуви.

Мягкая игрушка выступает в роли гостя, который приходит к дошкольникам

Еще один пример мотивации - раздается телефонный звонок. Это звонит старичок-лесовичок из леса. Он никак не может найти свои валенки - ни под печкой, ни под лавкой - нигде их нет. Как же ему теперь прогуливаться по лесу, обходить свои владения? У него, конечно, еще есть кроссовки, но лучше, чтобы ребята подарили ему новые красивые валенки.

Детям может прийти письмо от самого Деда Мороза, у которого случилась беда - когда он ехал на санях, шапку сдуло ветром. Теперь дедушка не может выйти из дома, потому что боится застудить уши. Малыши с большой радостью согласятся нарисовать ему теплую шапку.

Воспитатель рассказывает ребятам, что каждый год художники-модельеры устраивают показ своих новых коллекций одежды. Детям предлагается перевоплотиться в дизайнеров и создать свои оригинальные модели, чтобы подарить их куклам. Кстати, перед этим не будет лишним рассказать детям и о других профессиях, связанных с производством одежды: закройщик, швея, гладильщица, художник по тканям.

Занятие по росписи ткани можно начать с того, чтобы дети внимательно рассмотрели свою одежду, а также наряды воспитателя и одногруппников. При этом отмечается, что у кого-то ткань однотонная, у кого-то с орнаментом (полосочка, клеточка, растительные мотивы). После небольшого обсуждения ребята создают свой неповторимый узор на одежде.

Поскольку дети 5–6 лет уже хорошо воспринимают познавательную информацию, ее можно включить в занятие. Например, можно рассказать дошкольникам интересные факты из жизни древних славян. Оказывается, новорожденного они одевали в рубашку, которую шила самая старая женщина в семье. Считалось, что в этом случае ребенок будет жить долго. В качестве пеленок использовались части одежды родителей, чтобы малыш унаследовал их хорошие качества.

Глядя на одежду тех времен, можно было определить, какое положение в обществе занимает человек, каков его возраст, можно было точно сказать, замужем женщина или нет.

Национальная одежда славянских женщин

Ребятам будет интересно узнать об истории валенок - традиционно русского вида обуви (иностранцы приобретают их как сувениры). Их еще называли пимы, катанки, чесанки. Нет лучшей обуви для лютых морозов. Валенки не раз спасали русских людей, например, во время Великой Отечественной войны. Без них трудно представить себе освоение Крайнего Севера. В наши же дни валенки вдохновляют модельеров, и они творят на их основе настоящие произведения искусства.

Отметим, что с темой валенок связано большое число литературных произведений, с которыми можно познакомить дошкольников. Например, это рассказ М. Пришвина «Дедушкин валенок». Герой произведения вспоминает, что его дедушка постоянно ходил в валенках. Мальчику даже кажется, что все на свете имеет конец, кроме них. Однажды у старика сильно заболели ноги. Врач посоветовал ему не ходить больше на рыбалку, потому что нельзя мочить ноги. Но дед не мог отказаться от любимого занятия, и стал надевать в воду валенки. Ломота в ногах от этого прошла, однако валенки потрескались от постоянного трения о водные камушки. Окружающие люди стали говорить деду, что пора выкинуть валенки, но он никого не слушал. Но однажды зимой дед заболел, забыл снять валенки и залез в них на печку. Лед в трешинках порвал шерсть и валенки превратились в труху. Дед с досады выбросил один валенок в кусты, а другой отдал охотнику. Весной, когда птички стали вить гнезда, они разобрали дедушкин валенок на клочки. И еще долго герой рассказа, когда ходил по лесу, встречал птичьи гнездышки с подстилом из войлока. Валенки оказались, действительно, бессмертными.

Иллюстрация к рассказу М. Пришвина

Этот добрый рассказ не только закрепляет знание детей о традиционно русской обуви, но и подводит их к мысли, что все в мире взаимосвязано.

Порекомендуем также современные короткие сказки про валенки и другую обувь. В сказке Лидии Ковалевой «Валенки и калоши» два вида обуви поспорили, стоя в прихожей, кто из них важнее. Когда же валенки пошли гулять, они плюхнулись в лужу, намокли и стали выглядеть неряшливо. А калоши, когда поскользнулись и тоже попали в лужу, стали похожи на старую лодку. Так две вещи поняли, что они должны дополнять друг друга.

Фото служит иллюстрацией к сказке Лидии Ковалевой

В сказке Дмитрия Ушакова «Валенок, Сапог и Туфелька» предметы обуви также не могли решить, кто из них нужнее людям. Валенок был мягким и добрым. Сапог, сшитый из добротной кожи, очень важничал. Туфелька же была легкой, изящной и привыкла, что ею восхищались. И вот пришла холодная зима - и все люди обулись в теплые и практичные валенки. Когда же наступила весна, пришло время сапожек. А летом, когда стало жарко, люди перешли на туфли, босоножки и сандалии. Валенок призадумался, Сапог нахмурился, а Туфелька только развела руками. И только Сапожник, который проходи мимо, разрешил их спор - сказал, что каждый незаменим в свое время года.

После прочтения этой сказки можно предложить детям нарисовать по выбору любой предмет обуви, который там упоминается, и украсить его по своему вкусу.

В начале рисования воспитатель дети могут составить мини-рассказ про какой-нибудь предмет гардероба по определенному плану:

  1. Цвет одежды.
  2. Ткань, из которой она сшита.
  3. Из каких деталей состоит?
  4. Для какого времени года предназначается?
  5. Это вещь для мальчика или девочки?
  6. Как нужно ухаживать за этой одеждой.

Можно поиграть с детьми в словесную игру «Четвертый лишний»: ребенок должен найти слово, не относящееся к одежде:

  • Рубашка, пиджак, тапочки, платье
  • Костюм, шуба, шарф, сапоги
  • Сарафан, юбка, брюки, шляпа
  • Свитер, куртка, туфли, шорты.

Приведем также загадки об инструментах швеи, которые можно использовать на занятии:

  • На пальце одном
  • Ведерко вверх дном. (Наперсток)
  • Я - одноухая старуха.
  • Я прыгаю по полотну,
  • И нитку длинную из уха,
  • Как паутинку я тяну. (Иголка с ниткой)
  • По одежде он плывет,
  • Как горячий пароход.
  • Стало все белье на диво
  • Очень гладким и красивым!
  • Для белья надежный друг
  • Электрический ….. (утюг)
  • Два кольца, два конца,
  • А посредине гвоздик. (Ножницы)

Предлагаем физкульминутки по теме «Предметы гардероба», которые можно использовать на занятии в старшей группе:

Это платье для Наташки – 4 поворота вправо-влево, руки на поясе
Красные горошки 4 прыжка на обеих ногах
А на платье два кармашка «рисуют» на животе два кармашка
Спрячем в них ладошки прикладывают ладошки к животику
Эти брюки для Илюши два раза топают, правой, потом левой ногой
Сшила бабушка из плюша показывают, как бабушка шила
Ходит в них гулять Илья,
Он большой, как ты и я поднимают руки вверх, тянутся на носочках
Вот ботинки для Маринки два раза топают, правой потом левой ногой
Не ботинки, а картинки 4 ритмичных прыжка на обеих ногах
Чтобы в них гулять ходить, идут по кругу, взявшись за руки
Бегать, прыгать и шалить. бегут по кругу, делают 2 прыжка на обеих ногах

Подвижная игра - танец «Ноженьки пляшут»

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Савельева О. «Дом моделей»

Образовательные задачи : познакомить дошкольников с профессией художника-модельера, учить создавать собственные модели одежды, опираясь на шаблоны, украшать ее по своему вкусу.
Развивающие задачи : закреплять знание предметов гардероба.
Воспитательные задачи : воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту в окружающем мире.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: атрибуты для игры «Ателье», «Магазин одежды».
Раздаточный материал: листы тонированной бумаги согласно количеству детей, шаблоны частей одежды, акварель, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель сообщает дошкольникам, что у них в группе открывается дом моделей. Обсуждается специфика профессии художника-модельера, педагог рассказывает о людях, которые еще работают в ателье.
Детям предлагается превратиться в модельеров и создать коллекцию одежды для дома моделей. Это могут быть вещи на все случаи жизни: для работы, отдыха, спортивные или праздничные наряды.
Самостоятельная деятельность дошкольников, после которой организуется показ мод. Воспитатель объявляет имя каждого модельера, а он представляет свой наряд (рассказывает, из какой ткани можно его сшить, как украшен).
После занятия все работы оформляются в журнал мод.

Канарейкина М.Л. «Платье для мамы»
(рисование восковыми мелками)

В начале занятия воспитатель читает стихотворения Г. Демыкиной про маму:

  • Платье у мамы ну прямо не счесть.
  • Синее есть и зеленое есть,
  • Есть голубое с большими цветами-
  • каждое служит по-своему маме.
  • В этом уходит она на работу.
  • В этом в театр и в гости идет,
  • В этом сидит, занята чертежами.
  • Каждое служит по-своему маме.

Дети обсуждают стихотворение, а также вопрос: зачем маме нужны разные наряды.
Педагог предлагает ребятам нарисовать для своей мамы праздничное платье с необычным узором. Идет обсуждение на тему: как должно выглядеть нарядное платье. Дети высказывают различное мнение: пышное, длинное, с ярким рисунком, «как у принцессы». Педагог рассказывает дошкольникам, из каких частей состоит платье: лиф, юбка, воротник, пояс. Обсуждаются возможные элементы узора: полоски, точки, кружки, завитки и пр.

Проводится физкульминутка:

  • Маме нужно отдыхать. (потягиваться)
  • Маме хочется поспать.
  • Я на цыпочках хожу. (Ходьба на носочках)
  • Маму я не разбужу.
  • Я на кухню проскользну, (Семенящий шаг)
  • Подарок мастерить начну.

Дети приступают к раскрашиванию шаблонов платьев. Вначале их нужно обвести, чтобы получился силуэт на листе бумаги. Попутно педагог объясняет, как карандашом изобразить складки на юбке.

В конце занятия воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и представить, как мама обрадовалась такому замечательному подарку.

Лапсакова В. «Сапожки для кота »

В группу к детям приходит игрушечный Кот в сапогах, у которого случилась беда - порвались его любимые сапожки. А на улице холодно. Воспитатель объясняет ребятам, что кот носил свои сапоги и зимой, и летом - вот они и прохудились.
Дети отгадывают загадки про разные виды обуви и знакомят с ними кота:

  • 1. Если дождик не тужим
    Бойко бегаем по лужам.
    Станет солнышко сиять
    Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги ).
    2. На улицу не ходим ни летом, ни зимой
    Зато без нас ни шагу, когда придешь домой. (Тапки).
    3. Ни ботинки, ни сапожки
    Очень сильно греют ножки
    В них мы бегаем зимой
    Утром в сад, потом домой. (Валенки).
    4. Что же летом на ногах?
    Летом жарко в сапогах ,
    Чтобы рады были ножки
    Я надену … (Босоножки).
    5. Быстро в них ныряет ножка
    Ведь нет ни пятки, ни застежки. (Шлепки).

Обсуждаются следующие вопросы: зачем нужно столько разной обуви? Можно ли маленьким девочкам на праздник надевать туфли на каблуках? Как правильно выбрать обувь?

Проводится танцевальная игра «Ноженьки пляшут».
Дидактическая игра «Ремонтная мастерская» – собрать пазлы с изображением сапожек (4 подгруппы детей).

Воспитатель предлагает ребятам стать модельерами и придумать для котика новые красивые сапожки.
По окончании работы кот благодарит детей и возвращается обратно в сказку.

Моисеева Л.М. «Мы - славяне»

В начале занятия воспитатель беседует с детьми о том, то такое внешность, чем отличаются внешне мальчики и девочки. Рассматриваются картинки с изображением девушки и юноши, мужчины и женщины, бабушки и дедушки.
На одной картинке дети изображены в разных национальных костюмах. Детям предлагается найти русский национальный костюм. Воспитатель сообщает ребятам, что они тоже славяне, и будут сегодня рисовать себя в славянском костюме.
Педагог напоминает детям приемы рисования фигуры человека. Просит ребят представить себя рядом со старинной избой, на зеленой лужайке. Девочки одеты в сарафаны, а мальчики - в широкие штаны и рубахи-косоворотки. На ногах лапти.
Самостоятельная работа детей. Анализ рисунков.

Примеры готовых работ воспитанников с комментариями по выполнению работы

Детям нравится придумывать свои неповторимые узоры. Просто и со вкусом оформлено «Платье с желто-синим орнаментом». Стильно выглядит блузка в этническом стиле (рисунок «Красивая блузка»).

Фотогалерея: Роспись ткани

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Воспитанники старшей группы создают очень оригинальные модели одежды: стильно выглядят топ и бриджи, украшенные золотистым ремешком. Очаровательный наряд – «Платье с рукавом-фонариком». Многие юные «модельеры» разработали красивые модели открытых сарафанов («Модный сарафан», «Сарафан с бахромой»). Покоряют веселенькой расцветкой «Юбка и топ».

Фотогалерея: дом моделей

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Юные художники всегда очень стараются, когда создают работы в подарок для близких людей. Так, очень ярко и привлекательно выглядит узор из крупных цветов на фотовыставке «Праздничное платье» и «Нарядное платье», а принт «клетка» никогда не выйдет из моды.

Фотогалерея: платье для мамы

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Дошкольники очень любят рисовать рукавички либо раскрашивать их готовые шаблоны. Очаровательный узор составлен в комопзиции «Красивый орнамент»: сочетание полосок, точек, елочек, волнистых линий, цепочек. В новогоднем стиле выдержаны варежки на рисунке «Зимние мотивы» и «Рукавички для Снегурочки». Весенние мотивы представлены в работе «Рукавички с растительным орнаментом».

Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью

Целый ассортимент валенок на любой вкус представлен на фотовыставке «Любимые валенки». Они украшены и снежинками, и колокольчиками, и другими затейливыми цветочками, и вишенками, и даже таким неодиданным рисунком, как светофор. Ребята в полной мере проявили свою творческую фантазию.

А сапоги на фотовыставке «Ай, да сапожки!» выглядят просто сказочными. Мы видим самые замысловатые узоры, включая даже имитацию кружева.

Фотогалерея: обувь

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Очень реалистичные мужские рубашки в этническом стиле представлены в работах «Мужская рубашка» и «Косоворотка». Очаровательным получился сарафан на рисугке «Одежда славянки». Вариации на тему дымковского сарафана мы видим в композициях «Дымковский сарафан» и «Сарафан дымковской барышни». Очень интересная фотовыставка представлена на стенде «В чем на Руси ходили»: это и роскошные шали, и милые шапочки, и старые добрые валенки.

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок карандашом и фломастером

Рисование в детском саду предметов гардероба - очень увлекательная тема, которая в старшей группе переходит на новый уровень. Дети изображает одежду, обувь и головные уборы очень реалистично, придавая им при этом самую необычную расцветку. Ведь, малыши очень любят перевоплощаться в представителей различных профессий, в частности, в художника-модельера.

Шайхутдинова Юлдуз

Конспект интегрированного занятия «Головные уборы » в средней группе

Задачи : Уточнить функции и назначение головных уборов (для защиты, удобства и красоты) . Совершенствовать умение разделять утилитарную и эстетическую функции головных уборов , формулировать суждения. Конкретизировать знания о том, для чего человеку нужны разные головные уборы (в холодную и тёплую погоду, для работы, отдыха и праздника) .Совершенствовать умения создавать аппликативное изображение головного убора (шапочки) (по замыслу) ; высказываться относительно её назначения, развивать дедуктивное мышление. Активизировать творческое воображение (украсить по замыслу «шапочку» ).

Учить детей разрезать разными способами широкие и узкие полоски по сгибам; учить составлять узор из квадратов, чередуя элементы по величине и цвету, самостоятельно выбирать цвет для элементов узора; располагать узор в определенном месте изделия (на отвороте шапочки) .

Закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Воспитывать усидчивость.

Образовательные технологии : коммуникативная, социоигровая, рефлексивная, здоровьесберегающая.

Материал : У воспитателя силуэт шапочки из бархатной бумаги, квадратики двух размеров разного цвета, подклеенные с обратной стороны фланелью; узкая и широкая полоски бумаги, 4-5 картонных ободков (по объему головы ребенка , скрепки. У детей силуэты шапочек разного цвета (ширина шапочки внизу 28см, полоски бумаги двух размеров : 3*12 и 1,5*6см, сочетающиеся по цвету с цветом шапочки. Для каждого ребенка приготовлены 3-4 бумажные полоски разного цвета для самостоятельного выбора цвета узора, ножницы, клей, салфетки.

Демонстр. материал : картинки с разными головными уборами .

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением людей в теплой одежде и шапках., беседа о времени года. Обогащённая практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры : «Отгадай одежду по описанию» , «Где шьют одежду» , «О чём может «рассказать» одежда?».

Ход НОД.

1. Организационный момент.

– Ребята, скажите мне пожалуйста, какое сейчас время года?

– Какая погода? Как мы одеваемся? Что мы одеваем?

– Какие головные уборы вы знаете ? (Рассматривание картинок)

2. Упражнение «Подумай и ответь» .

Спросить детей, добиваясь полных ответов :

Для чего нужны головные уборы ?

Какие головные уборы защищают голову от жары (холода?

Какие головные уборы защищают голову от ударов , травм?

Какие головные уборы нужны повару (моряку, солдату, врачу?

3. Игра “Найди лишнее” (Головные уборы : платок, шапка, сапоги, кепка;

Меховая шапка, косынка, кепка, рубашка)

4. Игра «Зимняя прогулка» - физкультурная минутка

(выполнение движений за текстом)

Очень холодно зимой,

(погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой.

(шаги на месте)

Я надену шапку,

(имитируем движение «надеваем шапку» )

Я надену шубку

(показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик

Потуже завяжу.

(«завязываем» шарфик)

А потом красивые, Теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички

На ручки натяну.

(поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький

(руки на пояс)

У меня есть валенки.

(ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки

На горочку пойду.

(шаги на месте)

На горку поднимусь

(руки поднять вверх)

И с горки прокачусь!

(быстрое движение рук вниз)

5. Аппликация. (Педагог предлагает украсить шапочку)

Сейчас стоит холодная погода и дети, когда идут на прогулку, надевают теплые шерстяные шапочки. Шапочки у всех разные и украшены разными узорами.

(Педагог помещает на мольберт шапочку, вырезанную из цветной бумаги.)

У меня есть квадратики разного цвета и размера (показывает) . Давайте составим из них узор и украсим шапочку. Где лучше всего расположить узор на шапочке? (Внизу на отвороте.) Чтобы узор получился красивым, я буду чередовать квадратики по величине : большой – маленький, опять большой – маленький… (прикладывает квадратики к шапочке) . Вот какой красивой стала шапочка! А какого цвета квадратики на красной шапочке? Я специально подобрала квадратики такого цвета, чтобы из них получился узор, красивый и по цвету.

Дети, из этих же квадратов можно выложить другой узор, если изменить их положение. Сейчас я поставлю маленькие квадраты уголком. Узор стал другим.

А кто хочет поставить и большие квадраты уголком? Наверное, и узор снова изменится.

(Вызывает ребенка к доске для показа нового варианта узора. Педагог просит детей показать, из какой полоски они вырежут большие квадратики и из какой – маленькие. Подчеркивает, что широкие полоски нужно разрезать иначе, чем узкие)

Узкие полоски надо перерезать одним движением ножниц, а широкие – медленными движениями ножниц, не закрывая лезвие до конца (показывает) .

Кто хочет еще раз показать, как надо разрезать широкие полоски?

Предлагает провести пальцем по тому месту на шапочке, где будет расположен узор. Напоминает, что квадратики в узоре можно располагать по-разному. Убирает образец.

В процессе работы педагог следит за правильностью приемов работы ножницами при разрезании широких и узких полос.



При необходимости напоминает, как складывать полоски, чтобы получилось четыре квадратика (пополам и еще раз пополам) . Также напоминает, что прежде чем наклеивать, следует выложить узор на шапочке.


Побуждает выкладывать разные варианты узора. Следит за аккуратностью в работе с клеем.

Детям, быстрее других выполнившим работу, воспитатель может предложить разрезать на квадратики еще одну узкую полоску (или дать готовые маленькие квадратики) и наклеить их на большие.

В конце занятия педагог выставляет шапочки на стенде и предлагает поиграть в магазин : «Я буду продавцом, а вы покупателями. В наш магазин привезли красивые шапочки с узорами. Шапочки разного цвета, и узоры на них тоже разные. Кто хочет купить себе шапочку? Какого цвета шапочка тебе понравилась? Какой узор на этой шапочке?»

Выбранную шапочку воспитатель прикрепляет скрепками к ободку и надевает на голову ребенка . Затем вызывает еще трех – четырех детей для покупки шапочек. Предлагает им самим рассказать про шапочку, которую они хотели бы купить : назвать ее цвет, цвет квадратиков в узоре, их расположение (квадратики наклеены прямо или уголками) .


После этого воспитатель говорит, что магазин закрывается на перерыв, но вечером он снова откроется и тогда все желающие смогут купить себе шапочки.


Конспект индивидуального занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Лексическая тема: "Головные уборы"

Задачи занятия:

    Расширить и активизировать словарь по теме.

    Совершенствовать грамматический строй речи; учить согласовывать существительные в роде, числе, числительные с существительными.

    Учить составлять распространенные предложения, описательные рассказы.

    Развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование:

Картинки «Головные уборы», «Чей головной убор?», «4 лишний», счетные палочки, загадки по теме, карандаши.

Ход занятия:

    Организационный момент

    1. Чтение стихотворения (Приложение №1)

Учитель-дефектолог показывает картинку и читает стихотворение:

Всем известно это, с очень давних пор,
Защищает голову головной убор.
Дело в шляпе, дело в шляпе,
Шляпа модная на папе.
Маме солнышко мешает.
Мама шляпку одевает.
Шьёт на табурете
Бабушка в берете.
На охоте дед давно.
В шляпу вставлено перо.
У сестрёнки метко,
К каждой майке кепка.
А в безбойке, набекрень,
Брат шатается весь день.
Спит малышка крепче,
На головке чепчик.

Покоряет целый мир
Удивительный факир.
Из целиндра, глазки сжав,
Появляется удав.
Выйдет клоун к нам с поклоном,
У него берет с помпоном.
Прячет лысину старик,
Новый у него парик.
У невесты есть фата,
В тюбитейке гость с утра.
Шапка, капюшон,колпак,
Головной убор- вот так!

Учитель-дефектолог сообщает тему занятия.

2.Основная часть

2.1. Упражнение: «Поговорим о головных уборах» (Приложение №1)

Учитель показывает картинку и задает вопросы ребенку: Что такое головной убор? Какие головные уборы ты знаешь? Для чего человеку нужны головные уборы? Какие головные уборы носят мужчины, женщины, дети? Как нужно ухаживать за головным убором? Для чего?

2.2. Упражнение: «Моя, мой» (Приложение №1)

Педагог показывает ребенку картинку с изображением головного убора, предлагает рассмотреть каждый предмет и назвать со словами «мой», «моя».

2.3. Упражнение «Подбери словечко»

Учитель просит ребенка изменить название одежды так, чтобы оно подходило для окончания фразы:

У мальчика шапка, у мальчиков..., а в магазине много...

У девочки платок, у девочек..., а в магазине много...

У мамы шляпа, у женщин..., а в магазине много...

У папы фуражка, у мужчин..., а в магазине много …

2.4. Упражнение «4 лишний» (Приложение №2)

Учитель-дефектолог предлагает ребенку раскрасить на листе в каждом ряду «лишний» предмет и объяснить свой выбор.

2.5. Динамическая пауза

Дефектолог произносит стихотворение и просит ребенка повторять за ним движения:

Один, два, три, четыре, пять - топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять - хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять - занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

2.6. Упражнение «Сложи шляпу»

Учитель предлагает ребенку по образцу сложить из счетных палочек шляпу.

2.8. Упражнение «Загадки» (Приложение №1)

Дефектолог выкладывает картинку с изображением головных уборов перед ребенком, загадывает загадки и просит ребенка их отгадать.

Меня на голову надень
И бегай в самый жаркий день,
А снимешь - недовольна мама.
Я - шапка летняя..
(Панама)

Чтоб мои не мёрзли уши,
Стану мамочку я слушать,
И надену не спеша я,
"Что - то" тёплое, с ушами!
А про "Что - то " кто - то знает?
И загадку отгадает?
(Шапка)

Меховые ушки
Зимою на Танюшке.
(Шапка-ушанка)

Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля.
(Шляпа)

С виду вам напомнит лодку
Головной убор...
(пилотка)

Как спортивный стиль решают?
Шорты, кеды разрешают,
Разноцветную футболку,
А что на голову?
(Бейсболку)

Что за головной убор
Мужчины носят с давних пор?
С курткой, пиджаком, рубашкой
Любят надевать...
(фуражку)

Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет -
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек -
Повяжи себе...
(платочек)

Отгадайте, вам мы скажем:
Головной убор из пряжи,
В моде уже много лет? -
Изящен вязаный...
(берет)

2.9. Упражнение «Чей головной убор?» (Приложение №3)

Дефектолог просит соединить каждого героя сказки с его головным убором.

3. Итог занятия

Дефектолог просит ребенка закончить следующие предложения:

Мне понравилось на занятии …

Мне не понравилось на занятии …

Приложение №1 Приложение №2

Приложение №3

Айнетдинова Р.М., учитель-логопед.

Цель: Сформировать представление об обобщенном понятии "головные уборы".

1. Дать представление о головных уборах и их видах.

2. Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных..

3. Развить умение изменять существительные в предложном падеже.

4. Воспитывать бережное отношение к предлагаемому наглядному материалу.

5. Развить операции мышления: анализ и синтез.

Оборудование: Предметные картинки Незнайки, Кота в сапогах, крокодила Гены (формат А4), волшебная палочка, предметная картинка шляпника и его дома (формат А3), предметные картинки головных уборов (формат А4 и 10/15), сундук (размер 25/20), записка с загадкой, вырезанные из бумаги платья, костюмы и головные уборы (формат 13/18), фишки зеленого, желтого и красного цвета (круглой формы (2/2 см)).

Лингвистический материал:

Волшебные слова - крибли, крабли, бумс.

Слова - шапка, шляпа, панама, косынка и их уменьшительно - ласкательные варианты.

Физ.минутка.

Предложения - Я думаю о шапке и др.

Ход занятия.

Орг. момент:

Здравствуйте, ребята! Скажите какое время года за окном? А кто сможет назвать месяц? День недели? Часть суток?

Ребята, сегодня нам предстоит отправиться в путешествие, но в какое? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю внимательно посмотреть на эту картинку.

Ребята, скажите, что общего между этими героями?

Верно, они носят головные уборы!

Сегодня мы отправимся в страну чудес, в гости к "Шляпнику".

Но для этого нужно встать в круг и закрыть глаза! Сейчас я произнесу слова, а вы их повторите. Логопед говорит волшебные слова "крибли,крабли,бумс", затем вмести с детьми повторяют их. Взмахнем волшебной палочкой! На доске вывешивается дом шляпника и сам шляпник.

Основная часть:

Вот мы и в стране чудес! Как вы думаете чей это дом? Верно, шляпника, а вот и он!

Что я слышу, шляпник расстроен! Давайте спросим почему?

Ребята, все вокруг стало большим, а главное то, что стали большими все головные уборы, которые сшил шляпник! Вот почему он расстроен! А что такое" головные уборы "?

Ребята, шляпник говорит "это то, что мы одеваем на голову". Именно поэтому они и называются головными.

Я думаю, мы сможем помочь шляпнику! Ведь в стране чудес стоит только пожелать и все получится.

Игра "Уменьшайка"

Я буду показывать головные уборы, которые сшил шляпник, а вы уменьшайте их.

Например:

Шапка - шапочка.

А теперь вы.

Шляпа - шляпка;

Панама - панамка;

Берет - беретик;

Косынка - косыночка...

Ребята, вы отлично справились! А как вы думаете для чего нам нужны головные уборы?

Дети высказывают свои идеи:

Головные уборы нужны для того, чтобы не замерзнуть зимой.

Головные уборы нужны для того, чтобы не перегрело солнышко летом.

Головные уборы нужны для красоты.

Все верно, молодцы!

Ребята, шляпник так рад! Он предлагает нам потанцевать. Дети вместе логопедом выполняют физ.минутку.

Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками,

Киваем головой, руки поднимаем,

Мы руки опускаем, мы кружимся потом

Мы ногами топаем топ-топ-топ,

Мы руками хлопаем хлоп-хлоп-хлоп.

За то, что вы помогли шляпнику, он дарит вам этот сундук!

Ребята, скажем спасибо Шляпнику!

А теперь ему пара работать, ведь ему нужно сшить головные уборы для всей страны чудес!

Давайте попрощаемся со Шляпником и страной чудес!

До свидания!

Дети вместе с логопедом повторяют ритуал возвращения из страны чудес.

Вот мы и вернулись!

Ребята, посмотрим, что в сундуке? Ой, а сундук закрыт, что же делать! Ребята, посмотрите, на сундуке что-то написано:

Ребята, это же загадка!

Меня на голову одень

И бегай в самый жаркий день!

А снимешь- недовольна мама.

Я шапка летняя...

Мы верно ее отгадали и сундук открылся!

Посмотрите какие красивые платья и костюмы с головными уборами, но они все спутались и совсем не понятно какой головной убор к ним подходит!

Я думаю, вы сможете разобраться! Логопед предлагает детям разобрать костюмы и платья, чтобы соотнести их с головными уборами.

Например:

Как хорошо вы справились!

Заключительная часть:

Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были? А с кем виделись? О чем говорили со Шляпником? Отлично! Давайте вспомним, какие головные уборы сегодня мы видели, но не просто их называть, а закончить предложение "Я думаю о..."

Например:

Я думаю о шапке.

Я думаю о шляпе;

Я думаю о панаме.

Ребята вы все хорошо работали и справились со всеми заданиями!

А теперь,ребята,давайте вновь обратимся к нашей коробочке с настроениями!

Если вам понравилось приключение, то поднимите зеленую фишку;

если вам понравилось приключение, но не все было понятно поднимите желтую фишку и если вам не понравилось приключение то поднимите красную фишку.

Спасибо ребята! До свидания!

Читайте также: