Как можно похвалить детей на занятии. Нужна ли похвала ребенку? И как правильно хвалить. Существуют разные формы похвалы

Ваш ребенок сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?»

1. Не сказать ничего

Этот подход очень созвучен с методикой Монтессори. Мария Монтессори писала о том, что по своей природе ребенок не нуждается в похвале . В нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными оценками со стороны родителей. В классах Монтессори вообще не принято хвалить, высказывать оценочные суждения, и дети к этому быстро привыкают и осваивают умение самостоятельно оценивать свой результат, учатся сами проверять себя, сверяться с образцом. Это избавляет детей от необходимости каждый раз обращаться к педагогу с вопросом, правильно ли он выполнил задание.

2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом

Иногда важно просто быть рядом с ребенком , и слова здесь не нужны. Если ребенок обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, то вы с любовью смотрите на него в ответ (психологи называют этот эффект «передавать любовь глазами» , или касаетесь рукой, обнимаете. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом : о том, что вы рядом; о том, что вам не безразлично то, что он делает. В каком бы возрасте не находился ребенок , ему будут приятны объятия, поцелуи и ласка.

Классик английской литературы Джозеф Конрад отмечал, что «Поцелуй – то, что осталось от райского языка» .

Один известный доктор Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день : ведь каждому малышу для выживания необходимо минимум 4 объятия в день, а для того, что бы ребенок хорошо себя чувствовал, его нужно обнимать не менее 8 раз в день.

Такие знаки проявления любви питают эмоционально растущий организм и помогают ему развиваться психически.

3. Скажите ребенку о том , что видите : «Какую красивую машину ты нарисовал!» , «Ты сама застегнула кофту!» Ребенок не нуждается в оценке, ему важно знать, что вы видите его старания, замечаете усилия, которые он прикладывает.

Сторонники такого подхода известные эксперты в области общения с детьми А. Фабер и Э. Мазлиш рекомендуют так хвалить ребенка за положительные поступки. Тем самым, вы не только выскажете слова одобрения детскому поступку, вы заглянете в его суть, а также покажете, что уважаете старания ребенка .

4. Спросите ребенка о его работе : «Тебе нравится твой рисунок?» , «Что было самым сложным?» , «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и научите самостоятельно оценивать свои результаты.

5. Выражайте похвалу через призму своих чувств

Сравните две фразы «Отлично нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал этот корабль!» Первая – абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка , отмечая моменты, которые вам особенно понравились.

6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия

Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка , а на то, что он сделал, и отмечайте это в своей похвале : «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто» , вместо «Какой ты у меня чистюля!»

7. Хвалите усилие, а не результат

Отмечайте старания ребенка : «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!» или «Как аккуратно ты написал эти буквы, я думаю, что ты очень постарался!» . Так вы покажете ребенку , что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым, аккуратным и т. д. не так просто.

К тому же, в нашей жизни не всегда получается достигать во всем высших результатов, например, не всегда получается быть отличником. Если хвалить только за пятерки - т. е. за результат, а не за сам процесс, т. е. за старания, - то часто дети бросают занятия, в которых не могут быстро добиться успехов.

8. Хвалите словами, отражающими ваши ценности, так вы научите ребенка ценностям , важным для вас. Если стараетесь воспитать в сыне качество ответственность, отмечайте это : «Мне нравится, что ты самостоятельно выполнил мое поручение и аккуратно полил цветы».

9. Избегайте использовать в похвале слова в превосходной степени. Например : "лучший", "самый" и т. д., так обязательно в окружении ребенка найдется тот , кто лучше танцует или кто составил самый интересный рассказ, ребенок это заметит и почувствует фальшь в ваших словах. Просто скажите, что вы гордитесь его успехами и замечаете его старания.

10. Хвалите словами, которые ваш ребенок понимает . Слова похвалы «Иллюстрация к рассказу просто шедевральна!» замените «Рисунок у тебя получился красочным!» .

11. Четко выражайте свою мысль, чтобы ребенку легко было сделать вывод о том, кто он и какой он

Составляющие похвалы - это 1 ) наши слова и 2) выводы детей. Когда мы хотим похвалить ребенка , нужно максимально четко высказать положительную оценку поступка, совершенного им, постараться так выразить свою мысль, чтобы ребенку легко было сделать вывод о том, кто он и какой он. Вот некоторые примеры правильной похвалы .

Правильная похвала Неправильная похвала

Ситуация №1 Ребенок помог папе намыть машину.

1. «Спасибо, сынок, ты здорово вымыл машину - смотри, как сверкает!» 1. «Ты просто молодец»

Вывод ребенка : «Я поработал на совесть, папа оценил мое старание» Вывод ребенка : вывод делать не из чего!

Ситуация № 2 Ребенок нарисовал картинку и показывает ее родителю.

2. Твой рисунок такой красочный - особенно крылья бабочки». 2. «Неплохо нарисовано для твоего возраста…»

Вывод ребенка : «Я умею рисовать бабочек - как это здорово!» Вывод ребенка : «Я не дотянул до некого идеала, можно и лучше» .

Ситуация № 3 Дочка намыла посуду.

3. «Спасибо, доченька, всю посуду помыла, порядок теперь в кухне» . 3. «Так даже мама не сможет вымыть тарелки!»

Вывод ребенка : «Я - умница, помогла маме, теперь она может отдохнуть» . Вывод ребенка : «Мама преувеличивает, наверно, не хочет меня расстраивать»

12. Порадуйтесь за ребенка . Известная семья Никитиных считает, что специально хвалить ребенка не надо : если ребенок совершил хороший поступок – нужно порадоваться за него. «Я рада, когда…» , Я чувствую себя счастливым, если ты…» или просто улыбнитесь, похлопайте в ладоши. Каждый может проверить это на себе : если за вас радуется кто-то, вы приобретаете уверенность в себе, готовы «горы свернуть» . В то же время испытываете чувство благодарности и признательности к тому, кто искренне рад вашим успехам. Эти чувства роднят людей, делают их ближе.

13. Используйте Я-сообщения в похвале .

Есть «Я-сообщения» и «Ты-сообщения» в похвале . Например, Ты-сообщения – могут звучать так : «Ты такой молодец!» , «Ты умница, ты так старался!» . Я-сообщения : «Я тобой так горжусь!» , «Я восхищена!» , «Я так рада!» .

Ты-сообщения дети воспринимают как констатацию факта : «Я сделал это хорошо!» Это, конечно, приятно. Но Я-сообщения несут большую эмоциональную ценность для ребенка , чем Ты-сообщения, во много раз! Если вы выражаете похвалу через призму своих чувств («Мне очень нравится, как ты нарисовал этот рисунок!» , то ребенок это воспринимает так : мои родители видят, что я делаю это хорошо, и это для них значимо.

Если вы говорите малышу : «Я рада, что ты дал поиграть товарищу со своей любимой машинкой» , то это звучит гораздо точнее, чем фраза «Ты очень щедрый» . После таких слов ребенок и дальше захочет делиться своими игрушками, ведь его за это уважает мама.

14. Будьте искренны, хваля ребенка .

Будьте искренними и честными. Не преувеличивайте. Не льстите. Лесть выглядит в глазах ребенка дешево и фальшиво . Очень скоро малыш раскроет вашу неискренность, и тогда начнет относиться с подозрением к любому одобрению с вашей стороны.

15. Будьте конкретны, поощряя ребенка .

Посылать лишь общие комментарии «хорошо» , «здорово» , «прекрасно» легко. Использовать конкретные описания немного труднее, потому что вам придется глубже вникнуть в то, чем ребенок занят и достаточно ли хорошо он справляется с тем, чем занят. Но это стоит усилий. Описание делает похвалу искренней и неподдельной.

16. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми

Хвалите ребенка за его усилия , но не за то, что он лучше, чем любой другой ребенок . Не сравнивайте его с другими детьми. У каждого ребенка свои таланты . Каждый ребенок уникален . Поощряйте детей к развитию их собственной индивидуальности.

17. Не смешивайте похвалу и критику .

Если вы хвалите ребенка , а затем начинаете критиковать его, объясняя, что он мог бы сделать это лучше, тем самым вы заставляете его думать, что он не был достаточно хорош. Говоря «Ты хорошо рассказал стихотворение, но нужно добавить выразительности» , вы смешиваете похвалу и критику . Ребенок забудет похвалу , однако критику он будет помнить.

18. Хвалите ребенка публично

Всем нравится, когда их хвалят прилюдно. Таким образом, одобряйте и поощряйте ребенка в присутствии окружающих. Дайте детям возможность услышать, как положительно вы отзываетесь о них.

19. Не тяните предыдущих ошибок из прошлого

Никогда не связывайте похвалу с любым предыдущим неприятным событием. Например, если вы говорите «Я думал, что ты сделаешь это так же плохо, как и в прошлый раз, но ты справился». Несмотря на то, что вы попытались похвалить ребенка за нынешние достижения, вы связали их с предыдущей неудачей. Напоминание о предыдущей ошибке может внести беспорядок и разброд в мыслях детей.

20. Не спешите

Если вы спешите, лишь бы побыстрее похвалить ребенка , он начинает подозревать вас в неискренности и думает, что вы делаете это машинально. Он начнет игнорировать ваши похвалы и , даже если вы будете искренны, в следующий раз он не обратит на них должного внимания.

Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов «молодец» , «хорошо» , «отлично» . Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты, когда действия ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции. Но все же есть один из самых разумных доводов в пользу того, чтобы расширить диапазон способов похвалить ребенка – это возможность лишний раз сказать ему о своих чувствах, научить ребенка размышлять о себе , вселить уверенность в своих силах и т. д.

И нет надобности объяснять, что слово «молодец» не способно заменить слова «люблю» , «понимаю» , «радуюсь» , «вижу» .

Когда мы хвалим ребенка за что-то и говорим ему "Ты молодец!", то в данном случае речь идет об "условной похвале". Давайте рассмотрим это понятие более детально.

Предположим, вы хвалите ребенка за то, что он убрал игрушки в своей комнате или за то, что он всё съел за ужином. Кто на самом деле остается в выигрыше? Может быть, фраза "Молодец!" скорее направлена на наше удобство, чем связана с эмоциональными потребностями ребенка?

Рита Ди Врайс, профессор педагогики в университете Северной Айовы, называет это "подслащенным контролем ". Такое поощрение в виде "Ты молодец" является способом сделать так, чтоб дети соответствовали ожиданиям взрослых. Если задуматься, то наказание строится по той же самой аналогии. Такая тактика может быть эффективна для получения конкретного результата, и все же она сильно отличается от вовлеченного взаимодействия с детьми.

Например, ребенка можно привлечь к разговору о том, что такое обязанности в семье и школе, или о том, как определенные поступки и действия (а также бездействия) могут отражаться на других людях. Такой подход больше вовлекает взрослого в мир ребенка и с большей вероятностью поможет детям научиться самостоятельно размышлять над важными вещами.

Когда мы говорим ребенку, что он молодец – мы даем оценку его личности, и ребенок будет постоянно жаждать нашего одобрения, подтверждения того, что он соответствует этой оценке. У детей постепенно появляется зависимость от похвалы.

Конечно, не всякая похвала предполагает контроль детского поведения со стороны взрослых. Мы можем совершенно искренне хвалить детей, радуясь их поступкам и свершениям. И даже в этом случае необходимо быть внимательными к нашим словам. Вместо того, чтобы укрепить в ребенке чувство собственного достоинства, дать сформироваться здоровому самопринятию, похвала может сделать его более зависимым от нас и нашего мнения. Чем чаще мы говорим: "Мне нравится, как ты…" или "Ты хорошо сделал…", тем меньше дети учатся формировать собственные суждения, и тем больше они привыкают полагаться на мнения взрослых о том, что хорошо, а что плохо.

Получается, что фраза "Ты молодец" может не только не поддерживать ребенка, а даже повышать его уровень тревожности. И чем чаще мы будем озвучить ее детям, тем больше они будут нуждаться в ней. Это может перейти и во взрослую жизнь, когда человек будет отчаянно хотеть, чтоб кто-то сказал, что он все делает правильно.


Достаточно непросто осознать, что "Молодец!" является такой же оценкой, как и "Очень плохо". Особенность позитивного суждения состоит не в том, что оно позитивное, а то, что оно суждение.

Фраза "Молодец! Хороший рисунок!" может поощрять детей рисовать лишь до тех пор, пока взрослые будут смотреть и хвалить. Зачастую можно столкнуться с ситуацией, когда дети перестают заниматься чем-то в связи с потерей внимания со стороны взрослых к деятельности ребенка. Мотивирует ли похвала детей? Конечно! Она мотивирует детей на получение той самой похвалы. И часто это происходит за счет приверженности к тем действиям, которые ее вызывают.

Слова взрослых очень важны для ребенка, со временем он становится зависим от похвалы и старается вновь и вновь подтвердить свою значимость. И начинает выбирать те задачки и дела, за которые точно получит заветное "Ты молодец!". Начинает формироваться мотив избегания неудачи, который будет встроен в жизненную картину мира уже взрослого человека.


В чем действительно нуждаются дети, так это в абсолютном принятии и в безусловной любви . Это не просто отличие от похвалы – это ее противоположность. "Молодец!" – это лишь условность, которая означает, что мы предлагаем внимание, одобрение, признание взамен стремлению угадать и подтвердить наши ожидания.

Какая же альтернатива? Все зависит от определенной ситуации, но независимо от того, что мы решаем сказать, очень важно, чтобы это было связано с безусловной любовью и поддержкой – потому что они дети, а не потому, что они что-то сделали.

Что же мы можем предложить ребенку вместо привычной оценочной похвалы?

1. Простое, безоценочное высказывание. Просто озвучить то, что вы видите.

Ребенок самостоятельно завязал шнурки:

– "Ты сам завязал шнурки".

– "Ты сделал это" .

Такое высказывание покажет ребенку, что его успех не остался незамеченным. Оно также позволит ему гордиться тем, что он это сделал.

В других ситуациях можно более подробно и детально описать увиденное.

Например, ребенок принес показать вам свой рисунок. Отлавливаем себя в этот момент на желании дать оценочную похвалу, и говорим:

– "Дом выглядит как настоящий. Выбор цветов приковывает внимание, мне бы в голову не пришло даже использовать такие тона. А какие пушистые облака, прям как вчера мы видели на улице".

Ребенок проявил заботу о другом или проявил щедрость. Здесь можно обратить внимание ребенка на то, как его поступок сказался на другом человеке.

– "Посмотри на Машу. Она сразу повеселела и заулыбалась, когда ты поделился с ней формочками".

Это совершенно отличается от похвалы, где основной упор делается на отношении взрослого к поступку ребенка.

2. Меньше говорить, больше спрашивать.

Очень ценно, когда помимо описания увиденного, мы присоединяемся к ребенку через вопросы.

– "Как ты так сделал, что облака получились такими объемными?"

– "Какая часть рисунка была самой трудной?"

– "А что тебе самому больше всего нравится в рисунке?"

– "Как ты догадался, что здесь можно использовать другую кисточку?"

Ребенок ощущает вовлеченность взрослого в его деятельность, видит искренней интерес и понимает без оценочной похвалы, что у него получается то, что он делает. И также ребенок через вопросы учится смотреть на свою деятельность как бы со стороны, подмечает, что лучше всего удается, что ему самому нравится, а что нет.

Конечно, вышеописанное не означает, что все комплименты, все выражения восхищения вредны. Вовсе нет, просто следует осознавать наши мотивы, когда мы произносим те или иные слова, а также их возможные последствия. Главный вопрос состоит не в запоминании нового сценария действий, гораздо важнее представить долгосрочные цели наших детей и наблюдать за эффектом слов, которые мы произносим.

Метки: Воспитание , Детско-родительские отношения ,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Психоаналитик Александра Пожарова: "С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением".

Метки: Воспитание , Психологическое насилие , Детско-родительские отношения ,

Мамы имеют над нами огромную власть, даже если нам сорок, даже если они уже в лучшем из миров, в том числе эта власть воплощается в виде фраз, действующих так сильно, словно нас заколдовывают. Это фразы, которые мама произносит вам регулярно, и от которых вы очень быстро слетаете с катушек. Впадаете в беспомощность, в ярость, в вину или в бессилие. Плачете потом или орете, не помня себя, в трубку. Чувствуете себя неудачником, никчемным человеком, никудышным существом, плохой дочерью или плохим сыном для своей матери.

Метки: Воспитание , Психотерапия , Женщины ,

Выходные? Развлекаем детей. Отпуск? Едем туда, где есть площадка и аквапарк. А как же интересы родителей? Почему так вышло и что с этим делать – рассуждает Инна Прибора.

Метки: Воспитание , Детско-родительские отношения ,

Общественное мнение уверенно – если отношения мать-дочь зашли в тупик, то надо внимательнее присмотреться именно к дочери. Культурные мифы о материнстве – будто бы все женщины источник любви для своих детей, что материнство – инстинкт и что все матери любят своих детей безусловно – и формируют отношение людей к дочери, которая либо полностью прервала общение с матерью, либо поддерживает минимальный контакт и это очевидно не только близким, но и малознакомым людям.

Метки: Стыд , Детско-родительские отношения , Переводы ,

Разведенные отцы часто приходят к психологу. Жалобы они предъявляют разные и разного хотят. Но всем им хочется понимания, почему все сложилось в их жизнях определенным образом. Они спрашивают, есть ли у них еще шансы на хорошие и близкие отношения, новую семью. И почему у них не получается, хотя с момента развода прошло уже пять, восемь, десять лет? Попробуем описать варианты будущего для разведенных отцов.

Метки: Развод , Мужчины , Детско-родительские отношения ,

Психолог Татьяна Усенкова: "Нарушение привязанности ребёнка со взрослым в детстве влияет на множество факторов в будущем: на характер ребёнка, на представление о доброжелательности мира, о его справедливости, о ценности себя, на то, какими станут отношения с другими людьми, с детьми и партнёром, как будет проживать и выходить из травм в будущем, на пищевое поведение и на многое другое".

Метки: Воспитание ,

Когда я публикую материалы о шлепках детей, обязательно находятся люди, готовые отстаивать своё "право" детей бить. Они заявляют о самых разных причинах и ни одна из них на самом деле не может быть оправданием.

Метки: Воспитание , Домашнее насилие , Детско-родительские отношения ,

Когда круг деструктивного сценария разомкнется, то семья станет тем местом, где взрослые доверяют выбору ребенка. А ребенок в свою очередь знает, что ему есть куда прийти – ведь дома его поддержат любым, без условий, независимо от результатов.

Метки: Воспитание , Сценарии , Сепарация от родителей ,

Психотерапевт Ольга Троицкая: "Многие дети, да и взрослые, имеют в своём осознанном, речевом хранилище очень малое и зыбкое количество слов, обозначающих чувства. Чем больше осознаваемая палитра чувств, тем гибче и живее мышление человека, тем свободнее он в своих движениях, и тем легче ему адаптироваться в жизненных ситуациях".

Метки: Воспитание , Чувства ,

Многие ли из этих фраз используют при общении с ребенком и с близкими нам людьми эти фразы? А, ведь они крайне необходимы каждому из нас! Мы с легкостью ругаемся и высказываем свое недовольство, но с таким трудом говорим редкое «спасибо» или «молодец»! Давайте, чаще говорить эти простые слова и светлые фразы, особенно своим детям и тогда не придется их ругать, постоянно раздражаться и выражать своё недовольство, потому что, в этом просто не будет такой необходимости.

1. Молодец!
2. Ты на верном пути!
3. Здорово!
4. Ты в этом разобрался.
5. Удивительно!
6. Это как раз то, что нужно!
7. Гораздо лучше, чем я ожидал!
8. Великолепно!
9. Поздравляю!
10. Прекрасно!
11. Я тобой горжусь!
12. Грандиозно!
13. Я просто счастлив!
14. Незабываемо!
15. Ух!
16. Мне очень важна твоя помощь!
17. Именно этого мы давно ждали!
18. Работать с тобой просто радость!
19. Это трогает меня до глубины души!
20.Ты мне необходим!
21. Сказано здорово – просто и ясно!
22. Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует!
23. Остроумно!
24. Я знал, что тебе это по силам!
25.Талантливо!
26. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится!
27. Экстра – класс!
28. Ты одаренный!
29. С каждым днем у тебя получается всё лучше!
30. Ты сегодня много сделал!
31. Уже лучше!
32. Для меня нет никого красивее тебя!
33. Отлично!
34. Еще лучше, чем прежде!
35. Научи меня делать так же!
36. Потрясающе!
37. Тут мне без тебя не обойтись!
38. Классно!
39. Поразительно!
40. Ты мне нужен именно такой, какой есть!
41. Неподражаемо!
42. Несравненно!
43. Никто не может заменить тебя!
44. Красота!
45. Я горжусь тем, что тебе это удалось!
46. Как в сказке!
47. Очень ясно!
48. Я сам не смог бы сделать лучше!
49. Ярко, образно!
50. Фантастика!
51. Очень эффектно!
52. Лучше, чем все, кого я знаю!
53. Прекрасное начало!
54. Ты просто чудо!
55. К этому осталось добавить: « Я люблю тебя!»

Похвала – отличный двигатель прогресса ребенка, стимулятор его успехов и генератор новых идей. Однако чтобы слова одобрения сработали как надо, их нужно не только правильно подобрать, но и правильно преподнести.


Как же хвалить детей, чтобы достичь желанного эффекта и не привести к расслаблению? Об этом мы и поговорим в статье.

Влияние похвалы

«Доброе слово и кошке приятно», – гласит старая пословица, и гласит совершенно верно. Но похвала – это не просто красивая фраза, лестная для самолюбия. Это инструмент, с помощью которого можно:


Повысить самооценку ребенка.


Недооценка собственных качеств присуща многим детям, особенно в подростковом возрасте, когда признание со стороны и чужое мнение становятся вдвойне значимыми.

Правильная похвала способна сформировать адекватный образ Я, здоровое представление мальчика или девочки о себе и своих возможностях. Даже самый неуверенный ребенок поверит в то, что он способный, если постоянно будет это слышать и поощряться за попытки и достижения.


Стимулировать интерес к учебе и познавательной активности.


Если быть до конца честным с собой, то каждому хочется, чтобы его успехи, даже самые маленькие, были замечены и отмечены. Дети нуждаются в этом зачастую острее взрослых, ведь их характер еще только формируется и в эмоциональном плане они более уязвимы.


Вовремя высказанная похвала за полученную в школе отметку, интересно написанное сочинение, креативно выполненное задание или просто за стремление узнать что-то новое положительно повлияет на отношение к учебе и познавательной активности в принципе.


Подвигнуть на новые достижения.


Окрыленный успехом и признанием этого успеха ребенок будет стремиться повторить его, станет более старательно выполнять любые задачи. А вот постоянное игнорирование попыток и тем более достижений постепенно убьет любое желание делать что-то сверх необходимого минимума.


Итак, мы еще раз убедились в положительном влиянии похвалы – осталось только узнать, как же правильно применять этот инструмент.

5 секретов эффективной похвалы

1. Будьте честны

Любая фальшь и неискренность хорошо считываются ребенком на интуитивном уровне. Поэтому очень важно, чтобы похвала была действительно заслуженной и чтобы вы высказывали свои реальные мысли.

Не стоит и чрезмерно преувеличивать, особенно когда адресат прекрасно знает, что в данном случае проявил себя далеко не с лучшей стороны.


Представим следующую ситуацию: Вова – вратарь в школьной футбольной команде. В субботу у них был важный матч с ребятами из другой школы. Вова пропустил два мяча и очень из-за этого расстроился. Как правильно похвалить Вову? Рассмотрим два варианта.


Ты сегодня был лучше всех! Отлично справился!



Мне понравилось, как ты поймал второй мяч. Он был очень неожиданным, но ты смог моментально отреагировать. Ты действительно ловкий!


Первый вариант не подойдет, потому что не отражает реальность. Вова знает, что мог бы справиться лучше, поэтому попытка уверить его в обратном приведет к еще большему разочарованию, а, возможно, и к утрате доверия к словам взрослого.

Во втором варианте мы не преувеличиваем действительность, а хвалим за реальное достижение. Подобный отзыв позволит Вове понять, что не все было так плохо, как ему представлялось, что есть положительные моменты и сильные стороны, которые можно развивать.


2. Давайте расшифровку

В эффективной похвале должно содержаться больше, чем просто «Ты молодец» или «Здорово». Обязательно объясняйте к чему именно относятся ваши слова, почему ребенок молодец или что он сделал так здорово. Понимание причины поощрения стимулирует детей повторять действия, которые вызвали похвалу, развивать и закреплять успех. Такой отзыв дает представление о сильных и слабых сторонах, помогает формировать адекватную самооценку.


Маша, ты молодец. Написала тест на 80 баллов из 100. Не все темы, встретившиеся в тесте, мы проходили, но несмотря на это ты справилась. Так держать! А поднажмёшь еще немного и сможешь выполнять работу на 95-100 баллов.


3. Откажитесь от оценок

Старайтесь избегать слов типа «хорошо», «плохо», «отлично», «на все 100%», «очень», «не очень» и т.д. По сути они не отражают ничего, кроме субъективного мнения, неся мало информации. Кроме того, они часто заставляют ребенка просто стремиться достичь оценки «отлично», даже не вникая, за что и по каким критериям она дается.


4. Не бойтесь эмоций

Похвала – инструмент, основанный на прямом взаимодействии взрослого и ребенка. Она должна служить не только для достижения определенных результатов деятельности, но и для улучшения детско-родительских отношений. Поэтому не бойтесь выражать свои эмоции, говорить, о том, что реально понравилось, пришлось по душе, «зацепило». Поверьте, отзыв станет вдвойне ценным, если в нем отразились реальные переживания.


Признаюсь, я волновался во время твоего экзамена, наверное, не меньше, чем ты. Но я рад, что ты смог справиться с этим и сдал экзамен на четверку. Я тобой горжусь!


5. Соблюдайте баланс

Похвала должна быть умеренной и уместной. Не стоит несколько раз высказывать ее в одинаковой форме: лучше найти новый повод для лестного отзыва. В то же время такие поощрения не должны быть чрезмерными, иначе могут привести к обратному эффекту – к расслаблению.


Но не существует строго определенного количества раз, когда нужно высказать похвалу. Это всегда индивидуально, поэтому при использовании данного инструмента ориентируйтесь в первую очередь на поведение ребенка и его успехи.


Если чувствуете, что он начал расслабляться и лениться, а результаты ухудшились, стоит повременить с очередной порцией приятных слов. В этом случае можно даже в мягкой форме попенять, напомнить, как ребенок отлично справлялся с деятельностью или задачей до этого, выразить надежду, что в скором времени увидите, как результаты восстановятся и даже улучшатся.


Сделать приятное ребенку легко – нужно просто захотеть по-настоящему. Часто достаточно одного предложения, чтобы юный герой снова поверил в себя. А зная, как правильно хвалить, и используя секреты, вы сделаете это приятное еще и полезным.



7 9 875 0

Кто из нас не любит, когда его хвалят или поощряют? Мгновенно повышается самооценка, появляются силы, вдохновение и желание доказать, что похвала действительно заслуженна. А на ребенка похвала действует в три раза сильнее, поэтому, уважаемые родители, смело применяйте в воспитании своих чад этот волшебный инструмент.

Однако помните, что хвалить нужно правильно, иначе воспитательный метод сослужит вам плохую службу.

Как правильно хвалить ребенка уже от года, вы найдете в наших советах и рекомендациях.

Вам понадобятся:

Знайте меру

Найти «золотую середину» в поощрении очень важно. Малейший шаг влево или вправо может пагубно сказаться на воспитательном процессе.

Если ребенка хвалят слишком мало, он привыкает к мысли, что не может делать все хорошо, а это – прямой путь к низкой самооценке и к неумению анализировать поступки, различая хорошее и плохое.

Если похвалы слишком много в жизни ребенка, то возможны два последствия в его поведении.

  • Первый вариант – человек становится зависимым от похвалы, постоянно ее ожидает и уже не может что-либо делать по своему внутреннему побуждению. То есть, он становится зависимым от внешних суждений и не может себя адекватно оценивать.
  • Другая возможная реакция – ребенок быстро привыкает к похвале, воспринимая ее как обычную повседневную вещь. От этого она теряет свою стимулирующую силу, а значит, упущено влияние на мотивацию ребенка.

Мера похвалы для каждого ребенка своя. Робкие и неуверенные в себе дети нуждаются в ней больше всех остальных.

Чтобы понять, где заканчивается мера, присмотритесь к своему ребенку: оправдывает ли он ваши ожидания, реагирует ли на ваши просьбы.

Всегда спрашивайте себя перед тем, как хвалить ребенка: нуждается ли он сейчас в моем одобрении?

Хвалите за конкретные поступки

Абстрактная похвала – совершенно бессмысленная вещь. Если родители хвалят ребенка, говоря, что «он хороший мальчик», то он просто не поймет сути сказанного. Правильнее сказать ему, что он молодец, потому что помог вытереть пыль.

Чем больше конкретики будет в вашей похвале, тем четче будет посыл для ребенка: это я делаю хорошо.

Указывая на поступки ребенка, старайтесь выражать свои мысли понятным для него языком. Доступных слов для похвалы малыша 2-3 лет предостаточно: «добрый» «вежливый», «честный», «помощник» и т.д. Четкая и доступная формулировка похвалы – необходимое ее условие.

Не обязательно каждый образцовый поступок нуждается в похвале. Если ваш ребенок аккуратен, без напоминания убирает за собой вещи и игрушки, то подчеркивание его аккуратности в качестве похвалы не имеет смысла. Это тот случай, когда мера поощрения превышена, но не количественно, а качественно.

Изучите свое чадо и акцентируйте внимание, в первую очередь, на тех действиях, которые даются ему с трудом.

Хвалите усилия, а не результат

Хваля ребенка, зрите прямо в корень – попытка совершить достойный поступок заслуживает самой высокой похвалы. Даже если качество этого поступка оставляет желать лучшего, ни в коем случае не нужно обращать внимание на его негативные стороны, иначе рискуете лишить ребенка вдохновения.

К сожалению, нередки случаи, когда мама раздраженно отмахивается от ребенка, высмеивая его помощь. В эти моменты нет ничего более обидного для маленького человечка, чем насмешка над его усилиями помочь. Даже одного такого случая грубого обращения с чувствами ребенка достаточно, чтобы он отказался как-либо помогать вообще.

Будьте мудрыми родителями – найдите драгоценное зерно в действиях своего маленького помощника, пусть даже неумелых.

«Спасибо, что ты постарался вымыть посуду, ты мне очень помог» – золотая фраза, от которой ребенок воспрянет духом. После благодарности сделайте небольшую паузу и только потом можете сказать: «Дно тарелок так трудно вымывается, давай попробуем вместе».

Избегайте превосходной степени в похвале

Конечно, хорошо, если вы считаете своего ребенка «самым умным», «самым честным», «самым лучшим», но повторять ему часто такие слова не стоит. Превосходная степень в словах похвалы для детей оказывает на них некоторое давление. Так как похвала – это стимул для желаемого поведения, то ваше чадо отчаянно будет стараться соответствовать вашим ожиданиям «самого лучшего» ребенка на земле. Увы, такое бесконечное стремление к совершенству отнюдь не способствует высокой самооценке, как думают многие родители.

Наоборот, в вечной погоне за недосягаемыми идеалами дети чувствуют упадок сил, ведь ноша-то непосильная.

Поэтому самооценка может пошатнуться и уйти в противоположную ожиданиям сторону.

Сравнительная степень здесь также неуместна. Сравнение в похвале с другими детьми – большая ошибка воспитания. Говоря, что ваше чадо делает что-то лучше Коли, Маши или Сережи, вы формируете в ребенке чувство превосходства над другими детьми и пренебрежительное к ним отношение.

Сравнивать ребенка можно только с собой вчерашним, подчеркивая, что ему сегодня удалось лучше, чем вчера.

Подкрепляйте похвалу невербальными средствами

Искусство хвалить ребенка связано с невербальной техникой общения.

Улыбка, объятия или поцелуй – важные эмоциональные составляющие похвалы. Они указывают на искренность слов родителей и еще больше окрыляют ребенка.

Следите за своей интонацией, когда произносите добрые слова: ни в коем случае не позволяйте плохому настроению пробраться в разговор со своим чадом.

Прислушайтесь к мудрому совету психологов: целуйте и обнимайте своего ребенка как можно чаще, минимум – восемь раз в день.

Этим вы не только подкрепляете его положительное поведение, а и демонстрируете свою безусловную любовь.

Читайте также: