Что влияет на психологический климат в семье. Неблагоприятный психологический климат в семье. Типы семей по спк

Функции семьи

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообога­щение членов семьи. Укрепление дружеских основ семейного союза
Эмоциональная Эмоциональная стаби­лизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной под­держки в семье. Удовле­творение потребностей в личном счастье и любви
Репродуктивная Биологическое воспроиз­водство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержа­ние культурной непре­рывности общества Удовлетворение потреб­ности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореали­зации в детях
Экономическая Экономическая под­держка несовершен­нолетних и нетрудоспо­собных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)
Социально-ста­тусная Предоставление опреде­ленного социального статуса членам семьи. Воспроизводство соци­альной структуры семьи и общества Удовлетворение потреб­ности в социальном продвижении
Хозяйственно-бытовая Поддержание физиче­ского здоровья членов об­щества, уход за детьми Получение хозяйствен­но-бытовых услуг одними членами семьи от других
Сфера первичного социального контроля Моральная регламента­ция поведения членов семьи в различных сфе­рах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отноше­ниях между супругами, родителями и детьми, представителями Формирование и поддер­жание правовых и мо­ральных санкций за не­должное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи

Окончание табл. 1

Психологический климат в семье - это устойчивый эмоцио­нальный настрой, который возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний, отноше­ний друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, яв­ляется показателем качества межличностных отношений ее чле­нов. Психологический климат творят члены семьи, от них зависит, каким он будет. Исходной основой благоприятного психологиче­ского климата семьи является супружеская совместимость, в пер­вую очередь общность нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата в семье характерны коллективистская сплоченность, возможность всестороннего разви­тия личности каждого ее члена, доброжелательность, требователь­ность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удов­летворенности, гордость за свою семью, высокая внутренняя дис­циплинированность, принципиальность, ответственность.



Члены семьи с благоприятным психологическим климатом с любовью, уважением и доверием относятся друг к другу, к роди­телям - с почитанием, к слабым - с готовностью помочь. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого че­ловека, каждый свободно выражает свое собственное мнение по любому вопросу и все относятся к нему серьезно. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика в отношении любого другого члена семьи, взаимная терпимость и корректность в случаях несовпадения мнений. Такая семья способна переносить житейские трудности, преодолевать узкособственнические инте­ресы во имя передовых идеалов.

Важный показатель благоприятного психологического климата в семье - стремление ее членов проводить свободное время вме­сте. И еще один признак благоприятного психологического клима­та - открытость семьи, добрые отношения с родственниками, соседями, друзьями и знакомыми.

На благоприятный климат в семье в сильной степени влияет внутрисемейное общение.

Оно весьма специфично. Это обусловливает прежде всего мно-гоаспектность семейных отношений (экономические, идеологиче­ские, психологические, сексуальные, нравственно-родственные), их естественность, постоянство, сердечность, глубокая интим­ность, взаимозаинтересованность, направленность на обеспече­ние всех сторон жизнедеятельности членов семьи; многообразие связей семьи с окружающей средой; характер воздействия на се­мью окружающей среды; своеобразие восприятия этих воздействий семьей. Поэтому общение оказывает всестороннее влияние на жизнь семьи. Естественно, что члены семьи наиболее активно общаются в часы досуга.

Благоприятный психологический климат в семье ведет к тому, что наиболее притягательными для каждого члена ее становятся совместно созидаемые духовные ценности, а престижность мате­риальных благ хотя и остается высокой, но отодвигается на вто­рой план. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаи­модействуя с другими неблагоприятными условиями, провоци­рует неблагополучие ее психологического климата. Однако и мно­гим семьям с высоким бытовым комфортом при обедненной ду­ховной жизни присущ психологический дискомфорт.

Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к де- прессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту по­ложительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить та­кое положение к лучшему, то само существование семьи становит­ся проблематичным.

Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.

Психологический климат – фактор роста

Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.

Виды психологического климата семьи

Существует два вида психологического климата в семье - это благоприятный и не благоприятный.

Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.

У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

Социально-психологический климат в семье

От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую "погоду в доме" они сделают.

С появлением малыша вся любовь, теплота и будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья - это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.

Социально-психологический климат - интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития.

Благоприятный социально-психологический климат в сообществе напрямую связан с уровнем социально-психологического развития последнего. В связи с этим определяющими признаками благоприятного социально-психологического климата являются отчетливо выраженные социально-психологические феномены межличностных отношений, которые свойственны именно группам типа коллектива.

Таким образом, в качестве подобных показателей выступают:

    высокий уровень информированности всех членов группы о целях и задачах совместной деятельности,

    высокая степень опосредствования межличностных отношений (в том числе и взаимооценивания в сообществе) целями и содержанием групповой просоциальной активности,

    существенная выраженность действенной групповой эмоциональной идентификации,

    адекватная атрибуция ответственности за успехи и неудачи в групповой деятельности,

    высокий показатель взаимности в сфере аттракционных и референтных отношений,

    высокий показатель ценностно-ориентационного и предметно-ценностного единства,

    способность и готовность членов группы к проявлению личностного самоопределения и т. п.

Благоприятный социально-психологический климат выступает в качестве одного из решающих факторов эффективности групповой деятельности. Во многом это определяется групповой совместимостью и согласованностью.

5.2 Типы семей по спк.

Обратимся к характеристике типологий семей.(см. рисунок 12)

Рисунок 12

Типы семей по социально-психологическому климату

1. Интегрированные и дезинтегрированные семьи различаются по степени включенности членов семьи в семейную группу, по их духовной и эмоциональной спаянности, по степени их сплоченности. В интегрированных семьях каждый член семьи идентифицируется с семейной группой, рассматривая себя в качестве ее обязательного и полноправного члена, чувствуя свою защищенность и рассчитывая на материальную и моральную поддержку семьи в трудных обстоятельствах. В дезинтегрированных семьях члены семьи обособлены друг от друга, каждый живет сам по себе и чисто формально интересуется проблемами остальных. Вполне естественно, и это подтверждается в наблюдениях, что дезинтегрированные семьи способны чащи оказывать суицидогенное воздействие на своих членов, чем сплоченные, высоко интегрированные.

В плане неблагополучия детско-родительских отношений наибольшую вероятность представляет собой частично дезинтегрированные семьи, имеющие внутри себя микрогруппы или семейные коалиции, которые могут состоять из членов семьи или включать более широкие группы родственников со стороны кого-либо из супругов. Дети, оказавшиеся в одиночестве перед коалицией объединившихся против него родственников, чувствуют, что от них постоянно что-то скрывают и стремятся изолировать от семейных контактов. Причины, по которым кто-нибудь оказывается в положении отвергаемого члена семьи могут быть самыми различными. Типичный пример – изоляция невестки в семье, в которой сын женился вопреки воле родителей и они не считают ее «парой» для него. Изоляция тогда является одним из средств отторжения от семьи «инородного тела».Проблемное поведение возможно и в семьях, которые суперинтегрированы. При высокой сплоченности членов семьи, чаще всего супругов, а в неполных семьях – матери и ребенка – нарушается чувство личной автономности, лица, привыкшие находиться в обществе друг друга, употребляют только местоимение «мы», «наше», и не любят говорить «я», «мне», они мыслят свое существование только рядом друг с другом, находясь в симбиозе. Смерть одного из них делает их абсолютно беспомощным.

2. В следующих полярных типах семей различие проводится по степени психологического и ценностно-ориентационного соответствия между членами семьи. Это гармоничные и дисгармоничные семьи. В гармоничных семьях, в свою очередь, можно различить искусственную и естественную гармонию. В случае естественной гармонии психологические структуры личности идеально подходят друг другу, нет проблемы адаптации в общении и не требуется особых затрат времени и усилий для установления взаимопонимания. Об искусственной гармонии можно говорить в тех случаях, когда высокая степень согласия достигается за счет сознательных усилий всех членов семьи, необходимых для достижения взаимопонимания

Дисгармоничные семьи характеризуются рассогласованием целей, потребностей, мотивов у членов семьи. Согласие отмечается ситуативно, соблюдение принятых норм часто носит принудительный характер, обуславливающий фрустрации и психическое напряжение. Нарушение контакта между членами таких семей свидетельствует о том, что у них нет взаимной ориентации на общность и согласие, желание поступаться своими интересами и привычками. Плохо совместимы в одной семье люди, обладающие импульсивными чертами личности, эгоцентризмом, деспотизмом, чувством половой неполноценности, неполной сексуальной идентификации, эмоциональной холодностью.

3. В зависимости от особенностей общения, а именно, коммуникативных установок членов семьи различают корпоративные и альтруистические семьи. В корпоративных семьях налажен жесткий контроль за поведением всех членов группы, у них нет объединяющей всех идеи жертвенности, несмотря на эмоциональную привязанность друг к другу. Даже в интимных отношениях этот элемент корпоративности сохраняется: супруги проявляют чувства любви при условии взаимности, если же партнер перестает отвечать взаимностью любовь переходит во враждебность или ненависть. Психологическое равновесие в таких семьях неустойчивое: непрерывно идет подсчет кто и сколько усилий затратил для семейного благополучия. Эти отношения более характерны для супругов, однако, дети быстро усваивают этот стиль. Повзрослев и получив самостоятельность, они не чувствуют ответственности перед родителями, не уделяют им внимания и поддержки.

В альтруистических семьях доминирует установка у всех членов на принятие ответственности каждым за благополучие остальных. Для них характерна практика жертвенности без мысли получить в будущем компенсацию. Эти семьи оказываются почти неуязвимыми для инноваций: ухудшение материального положения, болезнь кого-нибудь из членов семьи. несостоявшаяся карьера неспособны резко ослабить чью-либо позицию, вызвать чувство ненужности. Каждый член семьи представляет для других ценность сам по себе, а не по его вкладу в статус или материальную обеспеченность. Даже нарушители семейных норм не чувствуют себя изолированными и отверженными, напротив, им стремятся помочь, принося в жертву спокойствие, благополучие.

4. Следующие два типа семей: открытые и закрытые . Они различаются по характеру и количеству связей с внешним миром.

Закрытые семьи стремятся к некоторой коммуникативной самодостаточности, число их контактов с окружением невелико. Семья для ее членов представляет главнейшую ценность, это основная сфера их жизни и точка отсчета для оценки людей и событий.

В открытых семьях личностная направленность каждого не ограничивается семейными интересами. Социальные связи членов таких семей крайне многообразны и постоянно расширяются.

5. По способностям к адаптации в инновационных условиях семьи диагностируются как гибкие и консервативные . Гибкие семьи обладают большими адаптационными ресурсами, чем консервативные. Если у кого-либо возникает производственный конфликт, или неприятности в общении с друзьями в гибких семьях быстро находят оптимальные варианты разрешения. В консервативных же семьях эастревают на шаблонном опыте выхода из трудностей, излишне нагнетается напряженность вокруг виновника, может возникать его временная изоляция, приводящая к недовольству.

6. Два следующих типа – авторитарные и демократические семьи, различаются по характеру распределения власти. В авторитарных семьях власть находится в руках одного члена семьи - мужа, жены, бабушки, старшего сына и т.д. и соответственно важные для семьи решения принимаются только с его согласия. В демократических семьях существует равенство в принятии решений, либо функциональное распределение власти: одними сторонами жизни руководит муж, другими жена, третьими бабушка или кто-либо другой.

7. Проблемные семьи. К их числу относятся семьи:

а) члены которых ведут асоциальный образ жизни,

б) страдают алкоголизмом или наркоманией,

в) имеют психические заболевания.

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон) .

Психологический климат семьи можно определить как совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Д.В. Винникотт выделяет две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятный психологический климат в семье определяется следующими особенностями внутрисемейных отношений: взаимопонимание и устойчивость, сплочённость, положительное эмоциональное состояние, нравственные семейные ценности. Важное влияние на психологический климат семьи оказывает культура общения супругов между собой и с детьми, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности её членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом .

Благоприятная домашняя обстановка положительно сказывается на отношениях с друзьями, одноклассниками, формирует у ребёнка чувство коллективизма. Неблагоприятный же психологический климат в семье определяется в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. При этом дети отличаются конфликтностью и в других сферах общения - в школе, неформальных объединениях, а впоследствии и в трудовых коллективах.

Необходимо отметить, что одним из факторов формирования психологического климата семьи является характер. Устойчивость, стабильность черт характера дает нам возможность предположить, как человек будет вести себя в определенной ситуации, его реакции на житейские трудности и т.п.

Другой важный фактор психологического климата в семье - супружеская совместимость, которая является одним из наиболее сложных феноменов семейно-брачных отношений людей. Степень этой совместимости определяет не только ее психологический климат, но и стабильность семьи, ее социальную эффективность в плане выполнения важнейшей функции - репродуктивной и воспитательной, а также психотерапевтической .

Особенность родительско-детских отношений в семье состоит в том, что они отличаются особой эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей, следовательно, формируют определенный психологический климат в семье. Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность. Эти отношения включают в себя две противоположные тенденции. Одна из них - стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая - стремление к защите и безопасности. Одна тенденция побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешний мир, в то время как другая возвращает его обратно. Умение родителя правильно поощрять эти тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка.

Существует многообразие типов психологического климата в семье каждый из которых характеризует внутрисемейные отношения, составляющими которых являются и родительско-детские отношения, отражающие содержание семейных ценностей и следовательно воспитательный потенциал семьи.

В.М. Соколов выделяет следующие типы психологического климата в семье:

1) устойчивый отрицательный психологический климат семьи является противоположностью положительного климата. Обычно данный вид психологического климата свидетельствует о проблемах внутри семьи. Негативный климат характеризуется отсутствием преданности семьи со стороны супругов, низкой степенью взаимной поддержки, недостаточной заботой о благе каждого ее члена. При отрицательном психологическом климате семьи можно наблюдать негативное отношение между супругами, в том числе к детям, раздражительность, подозрительность, такой семье постоянно вспыхивают мелкие ссоры, которые зачастую вырастают в крупные затяжные конфликты;

2) неустойчивый, переменный психологический климат в семье проявляется в недостаточно доброжелательном отношении супругов друг к другу. Часто атрибутами переменного психологического климата являются и мелкие ссоры, невнимательное отношение друг к другу, «формальные» или «дежурные» улыбки, шутки и даже смех.

3) неопределенный психологический климат, проявляется в семьях, где супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение. Это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях . Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным;

4) устойчивый положительный психологический климат. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью , уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи .

Характер семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Конечно, климат в семье может меняться. Многое меняется по мере того, как дети подрастают. Как в природе меняется погода, так меняется и семейная атмосфера - один день может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда может разразиться и гроза. Существование определенного климата, характерного для той или иной семьи, составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Список литературы:

  1. Винникотт, Д.В. Разговор с родителями /Д.В. Винникотт. - М.: ДиК, 2012. – 296 с.
  2. Кларина, Л.М. Развитие дошкольника в детском саду и дома /Л.М. Кларина. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 183 с.
  3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание http://www.pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-23.shtml

  4. Соколов, В.М. Нравственное развитие дошкольника / В.М. Соколов. - М.: Сфера, 2005. – 385 с.

Доклад на районном родительском собрании

« Психологический климат семьи как важный компонент в воспитании ребенка».

Задачи:

1. Показать значимость психологического климата в семье для воспитания ребенка.

2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка.

План:

1. Роль семьи.

2. Психологический климат в семье.

3. Типы воспитания и их влияние на развитие ребенка.

4. Просмотр презентации «О воспитании детей».

5. Рефлексия.

Оборудование, материалы: ноутбук, презентация «О воспитании детей», блог О.А.Николаевой «Беседочка» для работы по типам воспитания, раздаточный материал для каждого «Высказывания и афоризмы о воспитании детей».

ВЫСТУПЛЕНИЕ:

Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

Наверно многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка как дошкольного так и школьного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой называют психологическим климатом семьи. Он является следствием семейной коммуникации, т.е. возникает в результате настроения всех членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. В семье люди проводят большую часть жизни, они связаны друг с другом наиболее интимными чувствами и отношениями. Поэтому психологический климат – это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи.

На психологическое состояние, развитие ребенка влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.

Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.


Выделяют 2 типа психологического климата: благоприятный и неблагоприятный.
Для благоприятного психологического климата семьи характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность, хорошо развита самокритика и доброжелательная критика в отношении любого члена семьи, взаимная терпимость и корректность в случаях несовпадения мнений. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека. Важный показатель психологического климата семьи – это стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу.
В основном родители проводят большую часть времени на работе, где свои отношения, настроения и, придя домой, мы порой не задумываемся, что наши близкие, в основном, дети, страдают от того, что у родителей плохое настроение, не с кем поговорить. Порой все отрицательные эмоции мы приносим домой, срываясь на своих детях. Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к ссорам, психологической напряженности, депрессиям.


А что же происходит с детьми? От учителей можно часто услышать, что ребенок плохо ведет себя на уроке, мешает вести урок и т.д. А ведь дома он совершенно спокоен, вежлив. Почему? Это происходит так же, как и у родителей. На работе мы стараемся выглядеть беззаботно, а, придя домой, становимся невыносимыми: нас все раздражает, ни с кем не хочется говорить, т.е. мы избавляемся от всех отрицательных эмоций, которые накопили за целый день, а ребенок страдает, т.е. мы переносим свои проблемы, заботы на своего ребенка. Это происходит постоянно и превращается в соответствующий образ жизни.
Еще с младшего школьного возраста мы можем наблюдать, каким образом живет ребенок в семье, как он в ней себя ощущает. Об этом можно не спрашивать, а посмотреть, как дети играют, во время игры они перевоплощаются в своих родителей, копируют их действия (ставят в угол, громко ругаются и т. д.)


По статистике, в сутки ребенку уделяется от 17 – 30 минут. С возрастом это время уменьшается.
Воспитывает ребенка весь повседневный жизненный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, к труду, отдыху и др.
«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь, - писал Макаренко Антон Семенович – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тог7да, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о друг8их людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.

Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже догадались об этом, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. В этом деле, поэтому нет мелочей».


Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые, согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания.

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

(НА БЛОГЕ задания)

10 основных ошибок родителей
в воспитании детей

    1. Непоследовательность . Это очень распространенная ошибка. Если малыш набедокурил, родители ругают его и предупреждают о всевозможных ограничениях. Но проходит некоторое время и мама, забыв о том, что недавно грозила ребенку, отменить прогулку в парке или просмотр мультфильмов, словно забыв о собственном обещании, ведет на аттракционы или включает мультсериал.

Последствия : ребенок растет своевольным, он перестает воспринимать всерьёз слова родителей. Получается, как в пословице: «Собака лает – ветер носит».

    2. Несогласованность требований со стороны взрослых . Часто встречается ситуация, когда в семье к ребенку предъявляются совершенно разные требования, например, мать добивается, чтобы ребенок убирал игрушки после игры, а бабушка – убирает сама. Часто споры о правильности той или иной позиции ведутся прямо при детях, в семье создаются противоборствующие коалиции.

Последствия : ребенок может вырасти конформистом, приспосабливающимся под мнения других. Также возможно проявление неуважения к тому родителю, чью позицию ребенок воспринимает, как невыгодную для себя.

    3. Неровное отношение к ребенку . Чаще встречается в семьях, состоящих из ребенка и одинокой матери. Мать то зацеловывает ребенка, играя с ним, то замыкается в себе, не обращая внимания на свое дитя, то кричит и злится на него.

Последствия : вырастет истеричная особа, не умеющая контролировать свое поведение. Часто наблюдается отстраненность от матери в силу того, что ребенок не знает, чего от нее ожидать.

    4. Попустительство . Ребенок делает то, что считает нужным, не считаясь с мнением и желаниями окружающих людей. Например, приходя в гости, начинает требовать, чтобы ему дали приглянувшуюся вещь, хотя она является хрупкой, и хозяева ею дорожат, или во время воскресного обеда в кафе, начинает бегать по залу, приставать к чужим людям, пришедшим отдохнуть. Родители такого дитя приходят в недоумение: «Ну и что? Он же ребенок!»

Последствия : вы гарантировано вырастите махрового эгоиста и наглеца.

    5. Избалованность . Проявляется в том, что родители постоянно идут на поводу у ребенка, выполняя все его желания часто за счет ущемления собственных интересов или интересов других людей.

    Последствия : Этот просчет в воспитании приводит к тому, что ребенок вырастает эгоцентричным и черствым.

    6. Излишняя требовательность, чрезмерная строгость . К ребенку предъявляются непомерные требования, ему не прощают самые безобидные шалости и ошибки.

    Последствия : неуверенность в собственных силах, , часто перфекционизм, который может стать невыносимым бременем для подрастающего человека.

    7. Дефицит ласки . Телесный контакт чрезвычайно важен маленькому человечку, впрочем, как и взрослому. К сожалению, иногда родители считают излишним проявлять нежные чувства к ребенку.

    Последствия : ребенок вырастает замкнутым, недоверчивым.

    8. Необузданные амбиции родителей. Взрослые в семье пытаются реализовать через ребенка то, чего не сумели достичь сами, не считаясь с его интересами и желаниями. Например, отдают его в плаванье не для того, чтобы он физически развивался и укрепил здоровье, а исключительно из желания сделать из своего чада чемпиона.

    Последствия : если ребенка не привлекает данная деятельность, то, вырастая, он будет протестовать любым способом. Если деятельность по душе, но он не оправдывает чаяния родителей, то формируется низкая самооценка, недовольство собой.

    9. Чрезмерный контроль . У человека должно быть определенное пространство, чтобы он мог самостоятельно делать выбор. Иногда родители полностью игнорируют желания ребенка, взяв под контроль любые жизненные проявления (выбирают друзей, отслеживают телефонные звонки и пр.)

    Последствия : как и в предыдущем случае, - протест против ненужной опеки в виде уходов

    10. Навязывание роли . Чаще наблюдается в семьях, где мамы одиноки или нет эмоциональной связи между родителями. Мать начинает рассказывать о своих неудачах, обсуждать других людей, навязывая проблемы, к восприятию которых ребенок не готов.

    Последствия : непосильные для ребенка психические нагрузки могут вызвать пессимизм и нежелание жить, стирается должная дистанция между взрослым и ребенком.

Методика «рисунок семьи»

дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи.
На основе анализа рисунков детей класса можно выделить несколько общих тенденций развития внутрисемейных отношений:
хотите узнать, как чувствует себя Ваш ребёнок в семье или как он относится к родственникам, предложите ему задание: «Нарисуй свою семью»

    Если ребёнок нарисовал себя в центре, не волнуйтесь – он рисует с позиции своего видения. Это его мир, в котором он главный чародей.

    Если он нарисует только себя, то ему одиноко.

    Обычно, после себя ребёнок рисует того, кого считает главным в семье. Если домашнее животное он нарисовал вторым, то ребёнку одиноко.

    Если кого-то не нарисовал, он может быть обижен на него.

    А если ребёнок нарисует всех родственников вместе держащимися руками, то в вашей семье он окружён любовью и вниманием близких людей.

    Если в семье мало общаются, то маму и папу ребёнок на рисует друг от друга далеко, с преградой.

    Если кто-то изображен безо рта, без рук или с очень длинными руками, то малыш испытывает страх перед этим человеком из-за того, что на него кричат, строго наказывают.

    Если кого-то нарисует с большими пальцами (как «пугало») – мир ребёнку кажется неуютным.

    Ноги непропорционально толстые – в семье напряженная атмосфера; очень длинные ноги – стремление к независимости.

    Для любимого человека ребёнок возьмёт те же краски, которыми и себя рисовал.

    Очень контрастное изображение – признак неразрешенного для ребёнка конфликта.

    Если ребёнок напорист, активен – цвета выберет тёплые.

    Холодные цвета – характеру ребёнка присущи мечтательность, задумчивость.

    Любовь к свободе, независимость – если раскрашивая, выскакивает карандашом за контур.

    Аккуратная штриховка, но при наличии неокрашенных полос говорит
    о неуверенности, беззащитности.

ТЕСТИРОВАНИЕ

(презентация)

ПОМНИТЕ! (презентация)

ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Приложение 1

Характеристики, проявления:

родителями навязывается свое мнение ребенку.

«подавление» ребенка

Вечные указания, напоминания, соверы

Ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь

Возможные последствия:

снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;

может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;

Ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят.

при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу

вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен управляем

став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

Мотивы поведения родителей

На фоне затянувшихся проблем у ребенка родители иногда теряют веру в его способность нести ответственность или делать хоть что-нибудь самостоятельно и хорошо.

Если у ребенка нет хронических проблем, мотивом родителей может быть компенсация тех внутренних чувств, которые они испытали в детстве, когда ощущали, что их не замечают и не принимают всерьез. Поиск родителями возможности самоутвердиться и ощутить свою власть заканчивается иногда использованием для этих целей детей.

Гиперопекающий тип

Характеристики, проявления:

Родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь») .

Ребенок огражден от любых трудностей, забот, негативных эмоций и переживаний.

К ребенку не предъявляется никаких требований, обязанностей.

Боятся, что с их ребенком случаться всякие несчастья.

Возможные последствия:

Способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации;

В критических случаях - пассивность и уход от решения жизненной проблемы.

Ребенок будет малоадаптирован к взрослой жизни.

Инфантильно-потребительское отношение к миру, у ребенка возникает задержка в развитии навыков.

Болезненное реагирование на любые требования и ограничения.

Будет трудно, а иногда невозможно справиться со своими чувствами: горем, злостью, обидой, которые впоследствии все же настанут в реальной жизни.

Сложности в общении со сверстниками, когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы.

Ребенок отрицает оправданность родительских страхов. Он ищет возможности для риска и может вести себя невероятно беспечно.

Мотивы поведения родителей

Такой стиль воспитания обычно отражает эмоциональные проблемы родителей, идущие из их детства, когда они могли ощущать себя ненужными. Мотив в этом случае очевиден: чувствовать себя знающими и компетентными, важными и нужными, заботясь о хронически беспомощном ребенке.

Гипоопекающий (попустительский) тип

Характеристики, проявления:

Родители мало интересуются ребенком, он предоставляется сам себе.

Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла

Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучном в материальном плане семьях, где родители заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, покупают игрушки, однако практически не имеют с ним контакта.

Возможные последствия:

Отсутствие правил и требований приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;

У ребенка ощущение ненужности, что его не любят

Мотивы поведения родителей

Так могут вести себя родители:

Которые на протяжении своего собственного детства чувствовали, что их игнорируют, отвергают, не принимают и недостаточно заботятся о них;

Демократический тип

Характеристики, проявления:

Родители считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных вопросов интересы мнения детей учитываются.

Ребенок хорошо знает свои ограничения, обязанности, зону своей ответственности

Родитель участвует во взрослении ребенка.

Возможные последствия:

Ребенок осознает свои потребности и понимает желания окружающих

Ребенок приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах

Самостоятельность, ответственность, способность справиться со многими жизненными трудностями соответствующими возрасту.

Приложение 2. Высказывания и афоризмы о воспитании детей

Лучшая школа дисциплины есть семья (Смайлс С.)

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (Сухомлинский В. А.)

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа. (Ж. Ж. Руссо)

Многие беды имеют своими корнями как раз, то что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. (Сухомлинский В. А.)

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей. (Новиков Н. И.)

Вина и заслуга детей в огромной степени ложится на головы и совесть их родителей. (Дзержинский Ф. Э.)

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (Макаренко А. С.) .

Родители часто путают понятия "воспитание" и "образование" и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. (Рубинштейн А. Г.)

Читайте также: