Что делать если надо мной издеваются. «Не могу забыть, как надо мной издевались в школе. Этот акт поддержки очень помог Хлое, но она не единственный человек, который нуждается в чем-то подобном

Травлей в школе ребёнка сегодня не удивишь . В последнее время это явление стало особо жестоким и изощрённым. Учащиеся класса никогда не остаются равнодушными к происходящему: у всех своя позиция.

Ученический коллектив обычно делится на тех, кто издевается, на тех, над кем издеваются, и на тех, кто стоит в стороне и держит нейтралитет, потому что боится примкнуть к первому или второму лагерю. По данным статистики каждый шестой ребёнок в современной школе испытывает жестокое обращение к себе . Это официальные данные. А в жизни таких детей в разы больше.

Всё начинается с шуток, которые со временем приобретают подобный стиль общения, а иногда переходят в оскорбления, для которых характерны системность (а системность это уже истязания! Подробнее ) и желание затронуть чувства, обидеть, довести до истерики.

Формы выражения подобной агрессии могут быть разными, но всегда видно: неуверенный в себе ребёнок является жертвой более уверенного. Издевательства можно классифицировать следующим образом:

  • словесные;
  • физические;
  • психологические.

Издевательство над ребёнком уголовно наказуемо только в том случае, если деянием подростков нанесён вред здоровью или к лишению жизни.

Как правило они редко встречаются в чистом виде. На практике всегда это смешение их. Ясно, что физическое издевательство возможно только при личном общении, а вот словесное и психологическое встречается сегодня и дистанцированно, при использовании телефона, интернета, оставление неприличных записей на стенах домов, на асфальте.

Что можно предпринять для защиты ребенка?

К сожалению, бывают в практике случаи, когда оскорбления в адрес ученика звучат со стороны учителя: за внешний вид, за плохую успеваемость, за непутёвых родителей.

В этом случае надо поступать так:

  • встретиться с учителем и лично поговорить;
  • подать жалобу директору;
  • обратиться с заявлением в Комиссию по урегулированию конфликтов;
  • написать обращение в суд, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием.

По установлении фактов издевательского отношения к вашему ребёнку вы имеете право потребовать:

  • привлечения к дисциплинарной ответственности (разбирательства в рамках школы);
  • привлечения к административной ответственности (или даже уголовной). Согласно ст.5.61. КоАП за оскорбление следуют штрафные санкции на граждан – в пределах от 1 000 до 3 000 рублей; должностные лица подвергаются штрафу от десяти тысяч до тридцати тысяч;
  • компенсации морального вреда в случае обращения в суд (ст.151 ГК РФ) при доказательстве такового: депрессии, обращение к психологу.
  • Статья 151. Компенсация морального вреда

    Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

    Нанесение физического вреда

    Более опасным видом издевательства по отношению к ребёнку является физическое издевательство. Оно всегда связано с нанесением побоев. Если о словесном оскорблении можно не знать, то результаты физического воздействия выражены открыто в виде синяков, кровоподтёков, переломов.

    Нанесение вреда здоровью влечёт за собой уголовную ответственность , которая наступает с 16 лет. Но есть ряд статей УК, согласно которым подростку самому придётся понести наказание уже с 14 лет. К ним относится:

    • умышленное причинение (ст. 112).

    Физические воздействия способны привести к вышеуказанным последствиям, и подростку придётся за них отвечать.

    До достижения четырнадцатилетнего возраста за действия своих детей несут ответственность родители.

    Обращение в суд

    Обращение в суд является последней мерой по защите вашего ребёнка от травли . Только до подачи заявления необходимо пройти досудебное урегулирование конфликта.

    При отсутствии досудебного разбирательства вам могут вернуть исковое заявление.

    Нет однозначных указаний, в каких случаях следует обращаться в суд. Всё зависит от степени тяжести оскорблений по отношению к ребёнку. Это могут быть и словесные оскорбления, и физические издевательства.

    Алгоритм действий
  • Выяснить подсудность вашего дела . Дела подобного рода являются подсудностью мировых судей.
  • Составление заявления в свободной форме (практикуется электронные формы) с указанием паспортных данных заявителя, его адреса. В текстовой части – изложение сути.
  • Сбор доказательств . Доказательная база должна быть очень убедительной. Это могут быть фотоснимки, видеосъёмка, аудиозапись, показания очевидцев, скриншот аккаунта (заверенная нотариусом).
  • Квитанция об уплате госпошлины .
  • Каждый родитель при необходимости будет защищать своего ребёнка. И от издевательств тоже. Столкнувшись с подобной ситуацией, нужно изучить законодательную основу, чтобы грамотно вести диалог. Стучитесь во все двери! При необходимости обращайтесь в судебные органы. Берегите своего ребёнка от издевательств в школе. Здесь закладывается залог счастливой жизни каждого.

    Если вы подозреваете или есть подтверждение, что ваш ребенок подвергается насилию или травле - посетите школу. Не откладывайте это. Цель: выяснить знают ли учителя, что в школе, классе происходит настоящая травля детей.

    Если знают, что предпринимают для защиты детей? Помните: учителя в состоянии контролировать и принимать меры по предотвращению дальнейшего насилия. Тесное сотрудничество родителей, учителей и детей может снизить вероятность издевательств над детьми в школе. Успешное сотрудничество родителей и учителей - это защита для детей.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Травля в школе или, как сейчас говорят, буллинг явление повсеместное, оно встречается во всех странах мира. Наверно, полностью искоренить его нельзя, хотя многое зависит от социальной среды и доминирующих в ней ценностей. Но что делать, если именно над вашим ребенком издеваются в школе?

    Почему это происходит?

    Раньше считали, что издеваться над сверстниками склонны неуспешные и неуверенные в себе дети, которые таким образом компенсируют собственные страхи и комплексы. Но исследования такое понимание ситуации не подтвердили. Напротив, агрессоры очень самоуверенны и амбициозны. Похоже, что единственная причина их неэтичного поведения заключается в том, что оно соответствует системе ценностей подростковых сообществ и поощряется в них. Не зря подростки-булли социально успешны, а их жертвы стыдятся даже признаться в том, что подверглись травле. Дополнительно способствуют буллингу и особенности организации школьных коллективов, в которых взрослые не включены на постоянной основе в круг социальных взаимодействий школьников и обладают только формальным авторитетом.

    Кто становится объектом травли?

    При неудачном стечении обстоятельств жертвой буллинга может стать каждый, но над некоторыми детьми издеваются в школе гораздо чаще, чем над другими. По статистике типичная жертва травли это тревожный, депрессивный, неуверенный в себе и физически слабый ребенок, у которого нет друзей. Агрессоры видят его очевидную неспособность постоять за себя и пользуются удобной ситуацией. Реже подвергаются буллингу те, чье поведение кажется сверстникам вызывающим и провокационным, а также дети слишком независимые, равнодушные и отстраненные от коллектива. Дополнительным фактором риска служат любые особенности поведения и внешности, которые выделяют ребенка среди одноклассников. Это может быть что угодно: слишком дорогая и слишком дешевая по местным меркам одежда, национальность, веснушки, низкая и высокая успеваемость, манера говорить и многое другое.

    Чем помочь ребенку?

    Травля в школе это тот случай, когда навредить легко, а помочь сложно. Естественная реакция родителей в ситуации, когда они узнают, что над их ребенком издеваются в школе, это немедленно отправиться к учителю, директору или домой к обидчикам самолично наводить порядок и восстанавливать справедливость. Понять этот душевный порыв можно, однако жертве после такой помощи становится еще хуже. Взрослые не могут повсюду водить ребенка за ручку, и рано или поздно ему все равно приходится остаться один на один со своими обидчиками, жаждущими отомстить за причиненные неприятности. Таким образом реализуется старый добрый педагогический прием «наказание коллективом», причем в роли наказанного опять оказывается жертва! Поэтому напрямую вмешиваться в ситуацию стоит только тогда, когда речь идет о физическом насилии и серьезной угрозе жизни и здоровью.

    Противоположный родительский стиль поведения – не вмешиваться и позволить ребенку самому учиться налаживать контакт со сверстниками и находить выход из конфликтных ситуаций. Этот несомненно мудрый и дальновидный воспитательный подход прекрасно работает, когда дело касается банальных детских конфликтов. Однако систематическая травля означает, что ситуация вышла из под контроля, и собственных внутренних ресурсов ребенку недостаточно для ее решения. Издевательства в школе ничему не учат и не закаляют характер. Наоборот, они часто становятся причиной тяжелейшей психологической травы, усугубляют тревожность и неуверенность в себе, формируют .

    Так как же остановить травлю в школе? Важно научить ребенка защищать себя и отстаивать свои права. Будет полезно подробно разобрать ситуацию, обсудить, как надо реагировать на те или иные действия обидчиков, может быть, даже разыграть сценку в лицах. Еще лучше, если этим займетесь не вы, а профессиональный психолог. Важна и физическая подготовка, способность дать сдачи. А потому будет нелишней – как для мальчика, так и для девочки – какая-нибудь спортивная секция, где ребенок сможет приобрести навыки самообороны.

    Наконец, можно просто перевести ребенка в другую школу. Это кажется бегством от проблемы, но часто является единственным разумным выходом. Булли неохотно расстаются с полюбившейся жертвой, и даже если ее стиль поведения кардинально изменится, так просто ее не оставят в покое. Строить отношения со сверстниками с нуля, на новом месте, намного проще.

    В современной школе проблема буллинга, или травли, стоит остро — по разным оценкам в различных детских группах ее жертвами становятся до 50% детей. Психолог Вячеслав Аманацкий объясняет, кто может стать жертвой травли в классе и как с этим бороться.

    По мнению психологов, буллинг — это системная болезнь класса, вызванная тем, что при отсутствии четкой цели, способной сплотить коллектив, дети вынуждены сами искать то, что способно их объединить. Часто объединяющим фактором становится именно травля другого, поэтому для белорусской школы, в которой обучение зачастую сводится к получению фиктивных оценок и посещению «обязательных» мероприятий, проблема буллинга стоит особенно остро.

    Как выбирают жертву

    Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…

    По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.

    «В начальной школе я носила брекеты. Помогло. Но кривозубой меня перестали называть только в лицее» (Нина ).

    По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.

    Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.

    Виды буллинга

    Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.

    Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.

    Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.

    Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе. Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте.

    «На день святого Валентина у входа в школу раздавали сердечки с номерами, чтоб каждый нашел себе пару. Кто найдет — тому конфеты. Получилось, что у мальчика из моего класса был один номер со мной. Узнав об этом, он демонстративно порвал свое сердечко» (Мария )

    «Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред. Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.

    «Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».

    Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».

    Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве. Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн. Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.

    В погоне за статусом

    Как показывает практика, вовлеченным в травлю оказывается весь класс.

    В роли зачинщика обычно выступает главный хулиган класса, но им может стать даже круглый отличник, находящийся на очень хорошем счету у учителей и дирекции. Особенностью зачинщика является высокая и часто неадекватная самооценка. Он полностью удовлетворен общением и считает, что его статус среди одноклассников высок — ведь чтобы не стать новой жертвой, другие дети подобострастно «уважают» зачинщика. Результаты анонимных исследований, однако, показывают: преследователь — это последний человек, с которым большинство детей на самом деле хотело бы общаться.

    Также зачинщик считает себя слишком добрым (!), и эта иллюзия не исчезает даже в том случае, если агрессору непосредственно указывают на его жестокие действия. Классическое оправдание зачинщика — «если бы не я, жертве было бы куда хуже».

    Однако травля — это не конфликт между зачинщиком и жертвой. В конфликте силы примерно равны. В случае травли наблюдается значительный дисбаланс, который достигается за счет помощников преследователя.

    Как и предводитель, они имеют крайне низкий реальный статус в классе. Но, в отличие от зачинщика, c его приспешниками водиться никто не хочет в открытую, что делает их еще более жестокими. В конечном счете именно помощники принимают непосредственное участие в травле, тогда как их босс лишь разрабатывает план унижения жертвы.

    При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Однако привычка преследователей решать все вопросы силой — это тоже нарушение адаптации. Как показывает практика, повзрослев, эти дети составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. В конечном счете буллинг приносит вред и им.

    У жертвы порой есть и защитники. Чаще всего ими становятся эмоционально зрелые дети, которые искренне сопереживают изгою и готовы вмешаться в ситуацию, если насилие переходит всяческие границы. Их участие (даже обычная эмоциональная поддержка) очень значимо, но есть и обратная сторона — если жертве нужны «адвокаты», это может стать еще одним поводом для насмешек.

    Помощники жертвы обладают одним из самых высоких статусов в классе — именно он помогает защитникам время от времени вступаться за жертву, не становясь в свою очередь объектом травли.

    Однако большая часть класса остается сторонними наблюдателями, не поддерживая буллинг, но и не препятствуя ему. Порой бездействие вызвано тем, что они боятся оказаться на месте жертвы. Однако наблюдатели могут даже одобрять травлю, так как постоянные издевательства над другим учеником поддерживают самооценку «немых» участников травли.

    «У нас в классе была одна девочка. Сама в травле не участвовала. Но когда били „Сереженьку“, всегда подходила и молча с улыбкой смотрела. Выглядело жутковато » (Максим )

    Дети, которые «ни при чем», тоже страдают от буллинга. Видя, на что способны их одноклассники, немые свидетели боятся, что уже завтра ветер в классе поменяется и роль жертвы придется играть им. Такие дети, даже обладая способностями, стараются «не высовываться» на уроке и остаются на позиции середнячка. Кроме того, роль свидетелей приводит их к патологической боязни публичного осуждения, которая может серьезно помешать самореализации во взрослой жизни.

    Роль учителя

    О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.

    Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.

    Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».

    «Чтоб не убежал, они сдвигали парты и прижимали меня к стене. Однажды это заметила англичанка и отругала их за порчу школьного имущества. На меня ей было фиолетово» (Олег )

    Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов. В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса. Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.

    Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя. Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения. А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.

    «Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.

    «Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей. А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина). Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь - слишком упрямая, и ее надо ломать».

    Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.

    Что делать

    Универсальных рецептов того, как справиться с травлей в школе, не существует. Однако важно помнить: нет детей, которых травят, есть классы, в которых любой может подвергнуться издевательствам. Нельзя обвинять ребенка, называть его слабаком, подзуживая дать сдачи. Не поможет. В лучшем случае жертву перестанут избивать — однако никто не помешает обидчикам обзываться или незаметно портить вещи ребенка. Но скорее всего, попытка отпора просто сорвет обидчикам всякие тормоза. Совет не обращать внимания может помочь на стадии, когда класс только выбирает жертву — в этом случае есть шанс попасть в категорию наблюдателей (однако их роль тоже незавидна).

    Травля — это болезнь класса, и решать ее нужно системно. Если учитель адекватный — можно обратиться за помощью к нему. Но адекватный — не вежливый, не хороший предметник, а тот, который готов реально разобраться с проблемой.

    Порой удается найти поддержку у других родителей. На вашей стороне могут быть мамы и папы других жертв, их защитников, порой — сторонних наблюдателей. Помощь может прийти и с самой неожиданной стороны — нередко родители зачинщиков приходят в ужас, когда узнают, чем их чадо на самом деле занимается в школе.

    Если поддержка найдена, с классом придется работать комплексно. Как именно — хорошо расписано в статье психолога Людмилы Петрановской . Важно помнить: чем раньше удастся определить проблему и начать работу, тем больше шансов на успех. В младшей школе авторитет взрослого выше, а отношения в классе более пластичны.

    Если решить проблему не получилось, лучше перейти в другую школу. Однако нельзя превращать это в бегство. «Где не будут бить» — плохой мотив. Нужна уважительная причина — перевестись в заведение с более высоким уровнем педагогов, или хорошим спортзалом, или эстетическим уклоном. Лучше всего, если ребенок сам выберет школу в соответствии со своими интересами.

    «Не могу сказать, что в началке меня прямо травили, но помню, что отношение одноклассников было лучшим мотивом, когда поступала в гимназию» (Света )

    К переводу следует подготовиться. Часто затравленные дети, попадая в новый класс, по привычке воспринимают даже самые доброжелательные шутки одноклассников как угрозу и избегают общения. Это не сделает ребенка изгоем — однако роль серой мышки тоже не самая завидная.

    За помощью лучше обратиться к психологу — простые наставления вряд ли помогут. Можно обратиться к частному или государственному специалисту. А можно — к психологу в той школе, в которую ребенок собирается перейти. Тянуть с визитом не следует: психологическая травма — не насморк, и за один сеанс не лечится. Кроме того, хорошо, если психолог будет работать с ребенком и в период адаптации в новом коллективе.

    Что делать, если в школе или во дворе, а может быть и на работе, над тобой издеваются и смеются? В интернете есть множество материалов, посвящённых тому, как реагировать на травлю, и мнения расходятся. Кто-то говорит: «не обращай внимания», а кто-то: «защищайся» или даже: «нападай первым». Но это лишь внешняя защита, а гораздо важнее то, что у тебя внутри.

    Если над тобой издеваются, это всегда больно. Если это продолжается долго и у тебя нет поддержки, это может лишить тебя радости жизни. Некоторых это доводило до самоубийства. В таких ситуациях главное - то, что происходит у тебя в душе. А тебе, конечно, больно, обидно, и ты даже начинаешь верить, что твои преследователи правы.

    «Я чуть было не расстался с жизнью, поверив ложному утверждению о том, что я - бессмысленный урод, у которого нет будущего. Ложь может убить вас - но только если вы впустите её в своё сердце. Не допускайте этого. Принимайте правду - она заключается в том, что вы идеально созданы Богом и посланы на землю, чтобы служить Ему и Его целям. Вас любят, и вы даже не представляете, что Он вам готовит», - пишет Ник Вуйчич, известный во всем мире мотивационный спикер, который родился без рук и ног. В детстве он часто становился жертвой насмешек, а повзрослев, написал книгу, посвящённую тому, как защититься от травли. Вот некоторые его советы.

    • Запомни: нападки, издёвки и жестокость связаны не с тобой, твоей внешностью или поступками. Просто тем людям необходимо так себя вести. Они травят тебя, чтобы почувствовать себя лучше и сильнее, чтобы выплеснуть свою злость или просто потому, что не могут придумать себе иного занятия. Другие люди смогут полюбить тебя.
    • У всех нас есть сильные и слабые стороны, всем чего-то недостаёт. Всегда помни то хорошее, что говорили о тебе люди, и забывай плохое (почему-то обычно мы делаем наоборот). Тебе нужно решить, что никто не заставит тебя плохо относиться к самому себе. Когда столкнёшься с жестокостью, думай: «Ты можешь говорить мне ужасные вещи, но ты не в силах поколебать мой дух. Ты не заставишь меня разлюбить себя. Я знаю, кто я».
    • Узнай и развивай свои сильные стороны. Старайся стать действительно достойным человеком, добрым, сострадательным, выполняющим свои обещания. Развивай свои таланты. И тогда все нападки мучителей на твои слабости не будут иметь смысла. Если ты поймёшь собственную ценность, никто не сможет лишить тебя уверенности в себе.
    • Не старайся казаться тем, кем ты не являешься. Тебе нужно показать миру своё собственное лицо, чтобы тебя полюбили. Не притворяйся никем другим, чтобы быть принятым в какую-то компанию. Будь в ладу с самим собой. Только так ты сможешь найти настоящих друзей.
    • Не уподобляйся своим мучителям. Будь добрым и сострадательным, помогай другим людям и заступайся за более слабых.
    • Ставь перед собой цели и достигай их. Как это поможет тебе справиться с травлей? Подумай, что проще - подстрелить сидящую на воде утку или петляющего по полю зайца? Человек, у которого есть мечты и который стремится к их достижению, - неудобная мишень для охотников поиздеваться. Если твои мысли устремлены в светлое будущее, мрачное настоящее будет меньше на тебя влиять.

    «Если бы я позволил довести себя до самоубийства, то упустил бы возможность жизни, полной радости и любви - такой радости и любви, о какой я и не мечтал. Я не смог бы жениться на лучшей женщине в мире, и у меня никогда не было бы сына. Я никогда не смог бы встретиться с разными людьми во всех уголках мира и поддержать их в меру своих сил. Мы с вами просто не знаем, что ждёт нас впереди. Не давайте никаким людям лишить вас той прекрасной жизни, какую уготовил вам Бог».

    По книге Ника Вуйчича «Будь сильным»

    Все началось с начальных классов - меня морально унижали. Учительница провела беседу с одноклассниками, а потом отвела меня в сторону и сказала, что в этом моя вина. Она посоветовала следить за собой и больше стараться. Издевательства не прекращались до пятого класса. Потом обо всем узнала мама, встретилась с родителями одноклассников, и от меня отстали. В оставшиеся 6 лет настоящих друзей я не завела, только немного общалась с одной девушкой. Я стала ко всем относиться настороженно, стараюсь не подпускать близко, потому что боюсь, что опять будут издеваться. Сейчас учусь в мединституте на 1 курсе, но так и не могу найти общий язык с одногруппниками. Проблема усугубляется тем, что я считаю себя уродом. Даже не пытаюсь что-то предпринять, потому что уверена, что ничего не получится.

    Елена, 18 лет

    Школьные годы закончились, но вы продолжаете жить под воздействием старой детской травмы. Раньше у вас не было сил и психологических инструментов, чтобы выйти из изоляции, в которой вы оказались по ряду причин. Сейчас вы окружаете себя недоверием, словно защитной броней. Но эта броня перестала оберегать, она доставляет страдания.

    Пока вы только на первом курсе, впереди еще много лет, когда вы можете наслаждаться общением с одногруппниками. У вас есть шанс убедиться, что коллектив может принять и понять вас.

    Самое время начать жить по-другому, не так, как вы привыкли. Начните с самого простого - заговаривайте с другими ребятами, во время выполнения учебных заданий присоединяйтесь к обсуждению. Найдите людей, для начала одного человека, кто, возможно, пока не успел влиться ни в одну из неформальных групп. Возможно, вы уже пытались так сделать, но вам было так же трудно и страшно, как в школьные годы. Постарайтесь найти возможность поработать с психологом, чтобы понять, насколько сильно продолжает влиять детская травма.

    Задайте вопрос эксперту online

    Читайте также: